Афиша
Июнь 2023г.
21 Мая 2022 в 18:00
Суббота
«Музыкальная сборная России». Симфонический концерт
Международный фестиваль «Русская музыка на Балтике»Вивальди – Чайковский - ХХ век
Солисты Санкт-Петербургского Дома музыки лауреаты международных конкурсов: Арсений Газизов (контрабас), Владислав Минеев (саксофон), Полина Мальцева (флейта) и Илья Михайлов (виолончель).
Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки - народный артист России, профессор Сергей РОЛДУГИН;
Оркестр Калининградской областной филармонии им. Е.Ф. Светланова,
Дирижёр – заслуженный артист России, художественный руководитель Александр АНДРЕЕВ.
Билеты доступны по «Пушкинской карте»
В программе:
I отделение
И. Ванхаль (1739-1813). Концерт для контрабаса с оркестром ре мажор (1773) (каденции Т. Глёклера)
Allegro moderato - Adagio – Allegro
Дж. Боттезини (1821-1889) – C. Дягилев мл (р. 1967). Интродукция и вариации на тему песни «Венецианский карнавал» для контрабаса и струнного оркестра ля мажор
Солист – лауреат международного конкурса Арсений Газизов (контрабас)
А. Вивальди (1678-1741). Концерт для гобоя с оркестром ля минор RV461
Allegro - Larguetto - Allegro
Солист - лауреат международных конкурсов Владислав Минеев (саксофон)
II отделение
Ж. Ибер (1890-1962). Концерт для флейты с оркестром (1932)
Allegro - Andante - Allegro scherzando
Солистка – лауреат международных конкурсов Полина Мальцева (флейта)
П. Чайковский (1840-1893). Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром ля мажор ор.33 (ред. В. Фитценгагена)
Солист - лауреат международных конкурсов Илья Михайлов (виолончель)
Ведущая — Н.Анисимова
Программу вечера откроет
Концерт для контрабаса с оркестром ре мажор чешского композитора эпохи классицизма
Иоганна Баптиста Ванхаля, музыку которого в свое время исполняли
Гайдн и
Моцарт. Известный музыкант рубежа XVIII – XIX веков, органист, скрипач и виолончелист,
Ванхаль является автором более 1300 произведений разных жанров.
Концерт для контрабаса создан им в 1773 году. Вопреки традиционным представлениям об этом инструменте, контрабас у Ванхаля раскрывает перед слушателями свою, глубоко скрытую, лирическую натуру, демонстрируя порою самые неожиданные оттенки. Произведение прозвучит с каденциями современного немецкого контрабасиста Тобиаша Глёклера.
Джованни Боттезини - яркий представитель эпохи романтизма, композитор, дирижер и блистательный виртуоз, названный современниками «Паганини контрабаса», был новатором в области развития выразительных возможностей инструмента. Созданные им произведения для контрабаса до сих пор представляют вершину технической сложности. В 1866 году
Боттезини выступил в Петербурге. Среди исполненных сочинений был и
«Венецианский карнавал» - вариации на тему неаполитанской народной мелодии. Критика об этом выступлении писала: «…
нежные, певучие мелодии льются из-под его пальцев; смычок поет то баритоном, то тенором; флажолетные трели льются соловьем и замирают в воздухе… Казалось бы… публику трудно чем-нибудь удивить; но г-н Боттезини нашел возможность привести ее в изумление…». В программе концерта
Интродукция и вариации на тему песни «Венецианский карнавал» Боттезини прозвучат в переложении для струнного оркестра
Сергея Дягилева мл..
Причудливая эстетика и изысканная роскошь эпохи барокко предстанет в сочинении
Антонио Вивальди. Выдающийся композитор и искусный скрипач, он оставил богатейшее творческое наследие, в частности, им создано около 500 инструментальных концертов, большинство из которых – для скрипки, но не обошел вниманием маэстро и другие инструменты. Так, одним из первых
Вивальди обратился к созданию серьезной музыки для духовых, которые до него считались «малоперспективными» для композиторов. Гобой, валторна, труба, флейта, фагот зазвучали в его концертах совершенно по-новому: в свободном изложении их партий раскрывалась виртуозная природа инструментов. В программе прозвучит
Концерт для гобоя с оркестром ля минор в версии для саксофона.
Известный французский композитор первой половины ХХ века, представитель неоклассицизма
Жак Ибер писал произведения самых разных жанров: от опер и балетов до музыки к кинофильмам. По-французски элегантную музыку
Ибера отличают стройность формы, гибкая ритмика, красочная инструментальная палитра, кроме того, стилю композитора свойственны остроумие и легкая эксцентричность.
Концерт для флейты с оркестром был написан им в 1932 году и впервые исполнен в Париже знаменитым виртуозом
Марселем Моизом, которому и посвящено сочинение. Несмотря на ярко выраженный виртуозный характер, произведение проникнуто светлым лирическим настроением. Бойкое, энергичное
Allegro первой части сменяет одухотворенное
Andante, где мелодия солирующей флейты парит над струнными, и в финале -
Allegro scherzando, пронизанное джазовыми ритмами.
«Мне доставляет громадное удовольствие сообщить Вам, что я произвел Вашими вариациями громадный фурор! Меня вызывали три раза даже во время исполнения, а после вариации Andante бурно аплодировали. Лист по поводу Вашего произведения заметил: «Вот это, наконец, настоящая музыка!» - написал
Чайковскому виолончелист
Вильгельм Фитценхаген после выступления с
Вариациями не тему рококо на фестивале в Висбадене в 1879 году. Тема, представленная
Чайковским в восьми вариациях, сочетает в себе русскую напевность, лиризм, ясность и чистоту рисунка, которые так тонко и выразительно передает солирующая виолончель. Комментарием к пьесе можно считать слова, адресованные автором первому исполнителю
Фитценхагену, которому и посвящено сочинение:
«Знаешь ли ты, что такое рококо? Это легкая, безмятежная радостность». Премьера
Вариаций состоялась в Москве 18 ноября 1877 года. Позднее виолончелист внес ряд существенных изменений в партитуру. С тех пор существует две версии сочинения. В программе концерта
Вариации на тему рококо Чайковского прозвучат в редакции
Фитценхагена.
Илья Михайлов (виолончель), 22 года - студент Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс Народного артиста России, профессора Александра Рудина). Лауреат II премии Всероссийского конкурса-фестиваля им. М.М. Ипполитова-Иванова (Москва, 2020). Лауреат III премии Всероссийского конкурса камерных ансамблей и струнных квартетов им. Рубинштейна в составе квартета «Rebellion» (Москва, 2020). Стипендиат фонда «Новые Имена». Обладатель Гранта Мэра Москвы (2016). С 2019 года является обладателем Гранта Президента РФ. Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2022 года.
Арсений Газизов (контрабас), 22 года - студент Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова (класс доцента Александра Шило). Артист оркестра Михайловского театра. Лауреат I премии I всероссийского конкурса исполнителей на оркестровых струнных инструментах "Молодые виртуозы России" (Ростов-на-Дону, 2020). С 2016 года участник Всероссийского Юношеского Симфонического Оркестра под руководством Юрия Башмета, концертмейстер группы контрабасов. Участник программ Дома музыки с 2019 года.
Владислав Минеев (саксофон), 19 лет - студент «Академии джаза» Игоря Бутмана (быв. Государственное училище Духового искусства, класс педагога Владимира Кознова). Лауреат II премии I всероссийского конкурса саксофонистов Cherry Saxophone Competition (Москва, 2019). Обладатель Гранта Мэра Москвы в области искусства, номинация «Духовые инструменты» (2019). Стипендиат Фонда «Новые имена» (2020). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2020 года.
Полина Мальцева (флейта), 20 лет - студентка Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (класс Заслуженного артиста РФ, доцента Валентина Черенкова). Победительница Международного конкурса «Искусство 21 века» (Австрия, 2016). Лауреат II премии I Международного конкурса молодых флейтистов в Тампере (Финляндия, 2020). Лауреат II премии Международного конкурса музыкантов-исполнителей «Классическая академия» (Москва, 2021). Лауреат I премии II Международного конкурса исполнителей на духовых и ударных инструментах «BEL SUONO» (Казань, 2022). Участница программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2020 года.
«Музыкальная сборная России» – уникальный цикл концертов Санкт-Петербургского Дома музыки, в котором принимают участие молодые российские солисты – лауреаты недавних международных конкурсов, а также российские участники международного конкурса им. П.И. Чайковского перед конкурсными выступлениями. Концерты проходят в российских филармониях как собственными циклами и абонементами, так и отдельными выступлениями. В течение сезона концерты проекта проходят также в Сочи, Нижнем Новгороде, Петрозаводске, Екатеринбурге, Петербурге, Москве – в творческом сотрудничестве с разными концертными площадками и коллективами.
*Студенты и учащиеся музыкальных школ могут приобрести билеты на концерт в кассе филармонии по цене в 150 рублей.Цена: 250, 300, 350руб.
12+