Доступная среда Версия для слабовидящих
+7 (4012) 64 78 90
Калининград, ул.Б. Хмельницкого, 61а
>
Август10111213141516171819202122232425262728293031Сентябрь123456789101112131415161718192021222324252627282930Октябрь12345678910111213141516171819202122232425262728293031Ноябрь123456789101112131415161718192021222324252627282930Декабрь12345678910111213141516171819202122232425262728293031Январь12345678910111213141516171819202122232425262728293031Февраль12345678910111213141516171819202122232425262728Март12345678910111213141516171819202122232425262728293031Апрель123456789101112131415161718192021222324252627282930Май12345678910111213141516171819202122232425262728293031Июнь123456789101112131415161718192021222324252627282930

Новости: 15 Апреля 2022 года

 Лев Конторович: «Мы работаем с русской музыкой, но по европейским традициям»  

Лев Конторович: «Мы работаем с русской музыкой, но по европейским традициям»

Художественный руководитель и дирижер знаменитого Академического Большого хора «Мастера хорового пения» радио «Орфей» (Москва) в преддверии концерта в Калининграде рассказал о значимости искусства хорового пения в музыкальной культуре России, творческой идентичности и воспитании вкуса у молодежи.

Хоровое пение традиционно является одной из самых любимых калининградцами форм музыкального исполнения и всегда вызывает живой интерес. Концерт Академического Большого хора, который пройдет в областной филармонии16 апреля, станет еще одним чудесным подарком публике, приготовленным организаторами фестиваля искусств «Русская музыка на Балтике».

Лев Зиновьевич, что повлияло на ваш выбор профессии, какие педагоги помогли найти вам свой путь?

— Я с детства воспитывался в музыке: дедушка играл на гармошке, мама и сёстры пели, поэтому и я тоже пел. Так и пою до сих пор. Большое влияние на меня оказал Клавдий Борисович Птица, очень многому я научился у Александра Васильевича Свешникова, у которого я пел в хоре мальчиков и позже проходил обучение в консерватории, и у Лео Гинзбурга, который учил меня симфоническому дирижированию. Многое получил от Альфреда Шнитке. Других педагогов, которые принесли мне большую пользу, и не счесть.
Расскажите простыми словами для наших читателей, какова профессия дирижера хорового пения, в чём её особенность?

— Я думаю, это прекрасная и очень важная специальность. Ты слышишь что-то внутри себя и понимаешь, как должен звучать голос, затем передаёшь жестами и взглядом свои ощущения хористам. Дирижёр именно хорового пения должен сам уметь петь, чтобы показать хористам, чего он от них хочет. К тому же, в хоровом пении большим значением обладает текст, внимательная работа с ним помогает понять, какие чувства автор хотел вызвать у слушателя. Поэтому только аудитория и может судить о мастерстве дирижёра.
«Мастера хорового пения» — один из лучших хоровых коллективов нашей страны. С 2005 года вы являетесь его руководителем. Поделитесь секретом: как вам удается неизменно привносить новизну в управление таким большим коллективом и создавать что-то выдающееся?

— Можно учиться всю жизнь. И я учусь, и учатся мои хористы. Все они — универсальные профессионалы: они могут не только петь в хоре, но и солировать, петь с оркестром. Дело в том, что участники коллектива должны верить тебе, как музыканту, и чувствовать, что ты действительно пытаешься создать что-то высокое. Важно добиться этого взаимного доверия — и, конечно, получать удовольствие от своей работы.

Мы постоянно сотрудничаем с радио «Орфей», для которого выступаем и делаем записи. Считаю и всегда говорю, что мы работаем с русской музыкой, но по европейским традициям.

Мне кажется, важно соблюдать этот синтез культур: сохранять свою и не бояться перенимать что-то новое. Как это отражается на вашем репертуаре?

— Безусловно. Мы понимаем это и, кроме русской музыки, поём и джаз и современную музыку. Но я считаю, что здесь важно не идти на поводу у публики и сохранять идентичность.

Говоря об идентичности, не могу не спросить: существует ли «хоровая идентичность»? Мало что так аккумулирует в себе корни русской культуры, как хоровое пение.

— Вы правы, корней у нас много. Прежде всего, на хоровое пение сильно повлияла Византия, затем в 17-18 веках много нам дала европейская культура. Я думаю, не нужно отделять хоровое пение и музыку от других направлений искусства. И иконопись, и архитектура, и живопись хранят наше наследие.

Востребовано ли это наследие у молодёжи? Поделитесь, пожалуйста, вашими наблюдениями.
— Меня часто спрашивают, какое будущее ждёт хоровое пение и хоровую музыку в России. И мой ответ всегда — светлое! Посмотрите, сколько в церквях молодых людей: во время Пасхи, Рождества, других праздников. На наших выступлениях публика тоже самая разнообразная, я вижу много молодых лиц. Так что всё у нас будет хорошо.

Большое спасибо за беседу, Лев Зиновьевич! Поделитесь напоследок парой секретов: что услышит калининградский слушатель на концерте 16 апреля?

— Мы всегда составляем программу по-новому, стараясь сочетать самую разную музыку. Составляя программу для Калининграда, я учёл, что петь мы будем в здании Калининградской филармонии, которое ранее было кирхой, поэтому мы споём духовную музыку композиторов Павла Чеснокова и Николая Голованова, которых мы очень любим. Прозвучит прекрасная композиция «Ночь роняет звёзды» Валерия Кикты. И, как я уже говорил, невозможно отворачиваться от европейской культуры, поэтому мы исполним а’капелла композиции Баха и Моцарта.

Как мы говорим: «композиторы музыку пишут — значит, надо исполнять», поэтому так мы и поступаем. Приходите на концерт 16 апреля, я буду вас ждать.

*Фестиваль искусств «Русская музыка на Балтике» организован при поддержке Министерства культуры РФ (программа «Всероссийские филармонические сезоны»), регионального правительства и министерства по культуре и туризму КО, Санкт-Петербургского Дома музыки, Федеральной дирекции музыкальных и фестивальных программ «РОСКОНЦЕРТ», а также партнёров фестиваля — Национального Фонда поддержки правообладателей и ювелирной студии Darvin.