Доступная среда Версия для слабовидящих
+7 (4012) 64 78 90
Калининград, ул.Б. Хмельницкого, 61а
>
Июнь18192021222324252627282930Июль12345678910111213141516171819202122232425262728293031Август12345678910111213141516171819202122232425262728293031Сентябрь123456789101112131415161718192021222324252627282930Октябрь12345678910111213141516171819202122232425262728293031Ноябрь123456789101112131415161718192021222324252627282930Декабрь12345678910111213141516171819202122232425262728293031Январь12345678910111213141516171819202122232425262728293031Февраль12345678910111213141516171819202122232425262728Март12345678910111213141516171819202122232425262728293031Апрель123456789101112131415161718192021222324252627282930

 Евгений Федорович Светланов 


Евгений Федорович Светланов (1928 – 2002) – советский/российский дирижер, композитор, пианист.
Народный артист СССР (1968).
Герой Социалистического труда (1986).
Лауреат Ленинской премии (1972).
Лауреат Государственной премии СССР (1983).
Лауреат Государственной премии РСФСР имени М.И. Глинки (1975).
Лауреат Премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (1999).
Почетный член Шведской королевской музыкальной академии, Академии искусств США, Музыкальной Академии Вагнера (Австрия), Шубертовского общества (Австрия).
Офицер ордена Почетного легиона (Франция).
Командор ордена Нидерландского льва (Нидерланды).
Имя Е. Светланова получила малая планета № 4135. 

С 1965 по 2000 год – художественный руководитель и главный дирижёр Государственного академического симфонического оркестра СССР (с 1991 года – России). В 2006 году оркестру присвоено имя Е. Светланова.

В 2014 году имя Е. Светланова было присвоено Калининградской областной филармонии (год её 55-летия). Идея присвоения имени выдающегося советского/российского Маэстро была коллективной – своеобразным встречным движением Калининградской филармонии, Союза концертных организаций России, Международного благотворительного фонда им. Е.Ф. Светланова, вдовы великого дирижера Нины Светлановой.

1 октября этого же года в Международный день музыки в зале филармонии состоялся торжественный концерт Государственного академического симфонического оркестра им. Евгения Светланова.

С тех пор оркестр считает должным как минимум раз в год выступить в «своем именном
светлановском» зале, привозя новые программы, новых – нередко уникальных по мастерству и дарованию – солистов.
Так в 2025 году (год 45-летия/и 120-летия Концертного зала филармонии) оркестр открывал Международный фестиваль «Русская музыка на Балтике» вместе с выдающимся российским скрипачом Павлом Милюковым. 


С. Прокофьев - Концерт № 1 для скрипки с оркестром (фрагмент из телерепортажа).
Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова (дирижёр Дмитрий Юровский) + лауреат Международных конкурсов (в том числе и Н. Паганини), лауреат XV Международного конкурса имени П.И. Чайковского Павел Милюков (скрипка).
13 апреля 2025 год.

Евгений Федорович Светланов.
У истории искусств есть одно пугающее, страшноватое свойство – она постепенно, но неумолимо сносит в непроницаемый туман забвения выдающиеся имена, выдающиеся личности, оставляя в горизонтах только самые сияющие, самые великие вершины.

Советская русская музыка 20 века дала миру роскошнейшую россыпь имен композиторов, пианистов, скрипачей, дирижеров. Но уже десятые годы 21 века начали безжалостную «селекцию имен», оставляя в памяти только самые-самые-самые.

Имя Евгения Федоровича Светланова среди «самых-самых-самых».

Светланов, быть может, самая мощная фигура в мире отечественного дирижерского искусства. Быть может(!), ибо как-то не принято «соизмерять» величины талантливости и гениальности. Да и мера весов до сих пор не выработана. Есть только один судия на пространствах искусства – время. И если масштаб личности укладывается в параметры такой категории как вечность, то время отступает и человечество получает еще одну великую опору для своего развития, еще один нравственный и духовный ориентир движения в будущее.

В музыку Евгений Светланов пришел в шесть лет и затем, почти семьдесят лет она уже была с ним постоянно, ежедневно, еженощно, ежечасно. Он служил ей самозабвенно, безоглядно, ставя «знак равенства меж музыкой и жизнью».

Его одаренность была столь необычна и велика, что судьба, обычно капризная в
отношении великих, решила, видимо, на этот раз сделать исключение, поспособствовать, так сказать, в удаче.
В 27 лет он в качестве дирижера представляет в Большом театре СССР свою первую работу – оперу «Псковитянка» Римского-Корсакова.
В 33 Евгений Светланов становится главным дирижером этого, вне всякого сомнения, в те времена одного из ведущих театров мира. Именно здесь и определилось его «творческая сверхзадача», его дирижерская заданность.

В Большом театре под его музыкальным руководством страна и мир увидели:
Оперы:
- «Борис Годунов» Мусоргского;
- «Царская невеста», «Садко», «Снегурочка», «Псковитянка», «Сказание о невидимом граде Китеже», «Золотой Петушок» Римского-Корсакова;
- «Князь Игорь» Бородина;
- «Русалка» Даргомыжского;
- «Чародейка» Чайковского;
Балеты:
- «Лебединое озеро» Чайковского;
- «Раймонда» Глазунова;
- «Паганини» на музыку Рахманинова.

Сюда же следует отнести записанные им фонограммы для фильмов-опер «Хованщина» Мусоргского и «Пиковая дама» Чайковского. В этом же ряду находится и концертное исполнение оперы «Млада» Римского-Корсакова.

Перечисленные произведения чуть ли не наглядно прорисовывают ведущую эстетическую тенденцию Светланова-дирижера, демонстрируют параметры творческих пристрастий и интересов великого русского музыканта – русская музыка. 

В 37 лет Евгений Светланов становится художественным руководителем и главным дирижером Государственного симфонического оркестра СССР.

«По существу, Евгений Светланов, около 45 лет работая с коллективом, преобразовал его в уникальный, грандиозного размаха и мощных творческих возможностей оркестр, который под его управлением вышел на международную арену и получил статус одного из самых лучших оркестров мира».

Петр Соловьев. Фрагмент из статьи «О Е. Светланове».

Добавить к данным словам нечего.

За ними:
- Огромное количество концертов и гастролей по городам СССР и мира. Самые знаменитые концертные площадки планеты и небольшие залы концертных залов городов Советского Союза.
- Просветительские программы, которые Светланов называл «каторжным трудом». Среди них трехгодичный цикл концертов в Большом зале консерватории им. Чайковского «Сокровища западно-европейской музыки», включающий огромный диапазон имен от Баха и Глюка до Вилла-Лобоса и Гершвина.
- Выступления с величайшими музыкантами мира, премьеры эпохи, открытия, открытия, открытия…
Дмитрий Шостакович и Евгений Светланов. Большой зал Московской консерватории им. П.И. Чайковского.


Фото М. Озерского.
1966 год.

Отдельная светлановская история в глобальной истории мирового музыкального искусства – светлановские записи. Это наследие Светланова просто огромно: несколько тысяч кассет, дисков, записей с концертов и театральных постановок.

И все же дело не только в миллионных тиражах и невероятном разнообразии имен, представленных в данных записях.

Уникальным явлением является его аудио-памятник русской музыке. Евгений Светланов записал феноменальный по объему, по скрупулезности в детализации имен и сочинений «Антологию русской музыки». Работа над ней длилась около трех десятилетий. Фантастический по масштабу, напряженному труду, не имеющий, аналогов в мире проект. Великий дирижер однажды назвал его – «дело моей жизни».

В «Антологию русской музыки» кроме законченных симфонических произведений русских композиторов включены также балеты Чайковского и Глазунова, которые Светланов считал развернутыми симфоническими полотнами, а также многочисленные симфонические фрагменты, увертюры, интродукции, интермеццо, танцы из русских опер. Словом – уникальная работа.
Завершена она была Светлановым в 1992 году.


Е. Светланов. Антология русской музыки. Часть первая.

Светланов был талантлив во всем: как дирижер, композитор, пианист, теоретик, критик, просветитель.

Им написано более 150 статей, очерков, эссе.

Им, композитором Светлановым, созданы: кантата «Родные поля», симфония, симфонические поэмы «Даугава», «Памяти Давида Ойстраха», «Праздничная», «Калина красная», рапсодии, прелюды, фортепианный концерт, «Сибирская фантазия», «Русские вариации» для арфы и струнного оркестра, романсы, произведения для фортепиано, скрипки, виолончели, кларнета, альта, струнный квартет, квинтет для духовых инструментов «Деревенские сутки»…

Эпичность, русскость, душевная теплота и красота человека, близость к рахманиновской лиричности и мелодийности, утверждение добра на Земле – главные акценты композиторского дарования Светланова композитора. Его композиторское творчество – это отдельная страница в его биографии, которая требует отдельного музыковедческого исследования.

Но все же истинно, титанически велик Евгений Светланов был, прежде всего, как дирижер. Показательно, что в среде критиков и музыковедов тех времен была популярна фраза «Светланов – Микеланджело среди дирижеров».

Путь Светланова-музыканта – путь великой работы и великих достижений: он шел по жизни и в творчестве на одном могучем рывке, шел в мощном безостановочном туттийном crescendo, и…

И, вдруг, на самом пике его достижений, известности, творческих возможностей случилось, казалось бы, невозможное: случился странный административно-художественный конфликт, в результате которого он был указом тогдашнего министра культуры отстранен от должности главного дирижера оркестра. Оркестра, которому Светланов отдал свою жизнь, который он вывел в ведущие оркестры мира.

Жить оставалось два года. Два года с непереносимой, незаживаемой душевной травмой.

Он не сломался, продолжал работать, провел еще в Большом театре России «Псковитянку» Римского-Корсакова, «Пиковую даму» Чайковского… Но того высокого занебесного куража, свойственного только музыкантам от Бога, уже не было, травма оказалась смертельной.
Прошло несколько лет, имя чиновника, выброшенного через некоторое время с министерского поста, уже никто и не помнил, а Светланов…

Через три года после его смерти имя Мастера было присвоено тому самому оркестру, от управления которого он был отлучен, и ныне коллектив называется – Государственный академический симфонический оркестр им. Евгения Светланова.

Именем Светланова названы:
- Улица в Москве, в районе МГУ;
- Малая планета №4135;
- Большой зал Московского международного Дома музыки;
- Одна из московских детских школ искусств;
- Самолет Airbus A330 компании Аэрофлот;
- Концерты, фестивали, проводимые регулярно в память о великом русском дирижере.
- Международный конкурс дирижеров им. Е. Светланова, запущенный в жизнь в 2007 году.

Ну а в год 55-летия имя Евгения Светланова было присвоено Калининградской областной филармонии. Филармонии, которая, быть может, и невелика по масштабам своей деятельности, но, безусловно, уникальна по своему вкладу в российскую музыкальную культуру. Ибо за ней стоят и легендарные имена, и выдающиеся музыкальные события, и музыкальные мероприятия, собирающие музыкантов со всего мира. А также и это, пожалуй, главное, ежедневная скрупулезная работа, обращенная едва ли не на каждого калининградца: от самых малых деток и «семейных концертов» до изысканных элитарных мероприятий, предназначенных для самых искушенных слушателей.

«Вся жизнь Светланова – это громадный, колоссальный труд. В его лице мы имеем, несомненно, выдающуюся личность современного музыкального мира, гордость нашей музыкальной культуры. Большой музыкант Евгений Федорович, очень большой».
Георгий Свиридов (композитор).


Евгений Светланов. Симфоническая поэма «Калина красная» (Памяти Василия Шукшина).
Государственный академический симфонический оркестр СССР.
Дирижер: Евгений Светланов.
Большой зал Московской консерватории им. П.И. Чайковского.
1978 год.

Владимир Янке – музыковед, поэт.