Новости: 16 Октября 2017 года «Джаз в филармонии» 2017
14.10.17 г. в Калининграской областной филармонии им. Светланова открылся XIV Международный музыкальный фестиваль «Джаз в филармонии». Каждый год на фестиваль приезжают лучшие джазовые коллективы и вокалисты со всего мира. Это событие
становится ярким, волнующим событием в культурной жизни области.
В 2017 году фестиваль открыл легендарный российский коллектив — Государственный камерный оркестр джазовой музыки им. Олега Лундстрема под руководством главного дирижера и художественного руководителя, замечательного пианиста Бориса Фрумкина. В первой части концерта была презентована новая джазовая сюита Фрумкина «Двенадцать месяцев», премьера которой состоялась в апреле 2017 года. Борис Фрумкин о своем новом произведении и джазе:
— Все творческие идеи рождаются спонтанно, и их воплощение занимает большое время. Так же получилось у меня — я написал пьесу, которая явно относилась к февралю. Потом появилась еще одна, и я задумался над идеей создания цикла из двенадцати пьес с названием, взятым из любимой детской сказки. А потом стали появляться новые месяцы. Работа заняла весь 2016 год.
В этой программе пятнадцать пьес — сегодня мы представляем восемь из них, будем играть их в хронологическом порядке, начиная со вступления, которое называется «Хор звезд». Это общечеловеческая музыка, в ней нет ярко выраженного национального духа. Иногда происходит спекуляция на национальном духе — одна русская или румынская интонация, и все говорят, что это русский или румынский джаз. На самом деле джаз американский, это все знают, может, это не очень патриотично, но это так.
Джаз это где-то престижно и модно, поэтому некоторые музыканты примеряют на себя эту одежду. Наши гастроли по стране выявляют значительно повысившийся интерес молодежи к джазу. Почему? Потому что если вы посмотрите первый канал, второй, третий и так до двадцать седьмого, там будет одно и то же — те же самые артисты, только в разных платьях. Сегодня они пришли в гости к тому, завтра к этому — сколько можно?! Молодежь это не в состоянии воспринимать. А рок-музыка и джаз это то, что появляется сейчас, при тебе, в прямом контакте. На афишах пишут «живой звук» — а каким он еще может быть?
Джазовая сюита «Двенадцать месяцев» по замыслу сопоставима с хорошо известными произведениями Вивальди и Чайковского, однако у нее имеются свои особенности: структура (15 частей — пролог, 12 пьес, посвященных 12 месяцам, лирическое отступление, обращенное к Джону Колтрейну, финал), авторская стилистика, ярко выраженная эмоциональность. Многие пьесы — аллюзии, связанные с воспоминаниями или переживаниями композитора. Наверное, поэтому они так понятны и ощутимы для слушателей — так явно рисуются картины заносимой на скользкой дороге в февральскую метель машины или летящих веером из-под колес, сияющих на солнце, брызг воды во время июльской грозы. Это очень живая, насыщенная образами и интонациями музыка, которая обращается к подсознанию зрителей и вызывает отклик в душе.
Вторая часть концерта была вокальной. В ней приняли участие две российских исполнительницы — Мари Карне, победительница известного детского телеконкурса «Утренняя звезда», фестиваля «Арам Хачатурян и его время», участница первого сезона шоу «Голос», и Анна Бутурлина — одна из самых востребованных джазовых певиц, выступающая с Российским оркестром кинематографии, успешно сотрудничающая с кинокомпанией «Walt Disney Productions». В их исполнении прозвучали песня Фрэнка Синатры «Cheek to Cheek», «La Vie En Rose»Маргарит Монно, «Сan't buy me love, love» Пола Маккартни, ария «Summertime»,написанная Джорджем Гершвином для оперы «Порги и Бесс» и другие известные произведения. Очень разные внешне и по манере подачи материала, вокалистки по-своему преподнесли известные композиции и были награждены заслуженными аплодисментами. Экспрессия, чувственность и артистизм Мари наряду с прекрасной техникой, обаянием и энергетикой Анны пришлись по вкусу местным любителям музыки. Концерт, открывавший XIV Международный музыкальный фестиваль «Джаз в филармонии», прошел при полном аншлаге. Зрителям были представлены как произведения, вошедшие в «золотой фонд» мирового джаза, так и новая, современная музыка, со сложной ритмической структурой, отражающей стремительность человеческой жизни, эклектичная и очень целостная. И как всегда, оркестр играл очень слаженно, выразительно, на стыке академизма и восхитительной джазовой свободы, демонстрируя неповторимый стиль, свойственный этому прославленному коллективу.
Материал взят с сайта "Выходной" «Джаз в филармонии» 2017, 14 Октября 2017г.