Доступная среда Версия для слабовидящих
+7 (4012) 64 78 90
Калининград, ул.Б. Хмельницкого, 61а
>
Апрель192021222324252627282930Май12345678910111213141516171819202122232425262728293031Июнь123456789101112131415161718192021222324252627282930Июль12345678910111213141516171819202122232425262728293031Август12345678910111213141516171819202122232425262728293031Сентябрь123456789101112131415161718192021222324252627282930Октябрь12345678910111213141516171819202122232425262728293031Ноябрь123456789101112131415161718192021222324252627282930Декабрь12345678910111213141516171819202122232425262728293031Январь12345678910111213141516171819202122232425262728293031Февраль12345678910111213141516171819202122232425262728

Новости: 17 Мая 2019 года

 РЕПЛИКА ПРИСТРАСТНОГО СЛУШАТЕЛЯ 

Владимир Янке – музыковед, поэт, продюсер.

14 мая 2019 года в органном зале Калининградской областной филармонии в рамках фестиваля «Янтарное ожерелье» шел очередной, традиционный, казалось бы, концерт. Неординарность концерта заключалась в том, что в присутствии переполненного зала совершалось чудо – чудо от маэстро из Москвы Павла Милюкова. Именно оно и побудило меня поделиться ощущениями, набрать на нотнике этот текст.

Так уж получилось, что последние пару-тройку лет я довольно тесно соприкасался с Калининградской филармонией: часто бывал на концертах, общался с ее артистами, сотрудниками. Честно говоря, поражаюсь тому, как филармонии, при общем остаточном финансировании культуры в России в целом, удается удерживать высокую планку нерядовой концертной организации. Удается насыщать концертные сезоны выступлениями артистов самого высокого ранга, популярности, дарования. Не могу не вспомнить в связи с этим хотя бы несколько имен и концертов последнего сезона.

- Незабываемый, рафинированный по мысли, чувству и исполнению диалог мэтров мирового джаза – ведущего тромбониста России Максима Пиганова и американского роскошного виртуоза Джерома Смита.

- Фантастический вечер шестиоктавного американского вокалиста Эллиотта Маннерлина, сочетающего в себе невероятную экспрессию и тончайшую лирическую нервность в блюзовых и госпелс композициях.

- Сказочный по мастерству, насыщенный контрастными образами, эмоциями, экзотическими ритмами, сшибкой классики и авангарда концерт блистательной саксофонистки мирового уровня Вероники Кожухаровой и камерного оркестра Калининградской филармонии.

Кстати (сделаю паузу в перечислении) именно благодаря этому коллективу, благодаря его создателю, его художественному руководителю и главному дирижеру Александру Андрееву, филармония имеет возможность приглашать звездных артистов-гастролеров, включать в афиши сложнейшие сочинения для оркестра и солирующих инструментов. Коллектив, безусловно, общероссийской значимости и европейского исполнительского мастерства, тонко чувствующий солистов-гастролеров, способный играть едва ли не любую музыку от старинно-салонной до постмодерна и экзотики.

Может гордиться филармония и еще одним «приобретением», еще одним неординарным талантливым музыкантом – пианисткой Анной Ушаковой. Можно вспомнить ее недавний монографический шопеновский вечер. Такой Шопен, который предложила Анна в этот вечер, вправе звучать и в московском Большом зале консерватории им. Чайковского, и в нью-йоркском Карнеги-холле, и на родине Шопена в Варшаве в концертном зале Национальной филармонии. Ну а завершать на бис этот потрясающий по атмосфере вечер тончайшей по нюансировке, тишайшей по финалу Экспромт-фантазией до диез минор польского гения, - это может себе позволить только состоявшийся Мастер.

Есть, есть чем гордиться Калининградской филармонии в этом концертном сезоне. Блестящие исполнители, разнообразные программы, широчайший диапазон жанров и видов музыкального искусства. И все же, даже на этом впечатляющем разнообразием и талантами «фоне», выступление Павла Милюкова оказалось уникальным. Точнее –феноменальным. Удивительно при этом то, что играл он в этот вечер абсолютно незаметное в мировой классике произведение – Концерт для скрипки с оркестром ре минор 13-летнего(!) Феликса Мендельсона-Бартольди (концерт создан в 1823 году).

Надо сказать, что большинство музыкальных критиков (музыковедов) как в прошлом, так и в настоящем, признавая выдающиеся заслуги Мендельсона-дирижера и организатора, воспринимают Мендельсона-композитора в целом довольно-таки снисходительно, чуток свысока, порой – пренебрежительно. А уж про его опус, созданный в столь юном возрасте, вообще говорить не приходится. Да, произведение время от времени исполняют, в том числе и крупные музыканты, но как-то я не слышал и не читал о неординарностях, связанных со сценической жизнью сочинения.

И вот вам пожалуйста – через двести лет после создания концерта 13-летним маэстро берет произведение молодой человек из Москвы и совершает немыслимое до него …

На протяжении 20 минут в органном зале филармонии стояла невероятная тишина, слушатели буквально заворожённо внимали тому, как перед ними разворачивалось кристально чистое (так бывает только в детстве), загадочное, насыщенное какими-то мистическими аллюзиями музыкальное полотно. Можно смело утверждать, что в концертном зале звучало совершенно не подростковое сочинение. Это было гениальное сочетание божественной вдохновенности и подростковой неуклюжести, невероятных прозрений и детской наивности. Это была интерпретация дерзкая, новаторская и при этом деликатная, чуткая. В какой-то степени – нежная.

Это была интерпретация современного молодого человека, обладающего незаурядным музыкальным интеллектом, одаренного божественным промыслом, прошедшего жесточайшую современную школу скрипичного искусства. Интерпретация выдающегося музыканта 21-го столетия.

В свое время так работал Мейерхольд с классическими пьесами. Так подходил к предлагаемым сценариям Арсений Тарковский, интерпретируя их в «свое»(!) кино. В музыкальном исполнительском искусстве такой подход – редкость. Предпочтение отдается мейнстриму, традиции, академизму. Павел Милюков рискнул и … выиграл. Представил миру интерпретацию традиционного, незаметного сочинения, которое потрясает многозначностью, полиобразностью, современностью.

Анализируя игру Милюкова в этот вечер, я мог бы наплести здесь немало музыковедческой шелухи о том, как он работал с темпо-ритмами концерта, его агогикой, нюансировкой и т.п. Однако, скажу честно, я так и не понял до конца, за счет чего было совершено Павлом чудо. За счет чего произведение 13-летнего Мендельсона заиграло некими мистическими отсветами, божественными красками, пронзительной исповедальностью, присущей только великим, и только страдающим. И при этом над всем царствовал ребенок с его прозрачным восприятием мира.

Скрипичный концерт Мендельсона в исполнении Павла Милюкова звучал в рамках фестиваля «Янтарное ожерелье». Полагаю, организаторы фестиваля могут гордиться тем, что помимо всего на фестивале имело место уникальное событие, своего рода – сотворение чуда. В искусстве такое встречается. К сожалению, не часто. И такое происходит далеко не на каждом фестивале, какой бы он ни был именитым, и где бы он не проходил в Лондоне, Москве, Риме, или Париже.