Доступная среда Версия для слабовидящих
+7 (4012) 64 78 90
Калининград, ул.Б. Хмельницкого, 61а
>
Март28293031Апрель123456789101112131415161718192021222324252627282930Май12345678910111213141516171819202122232425262728293031Июнь123456789101112131415161718192021222324252627282930Июль12345678910111213141516171819202122232425262728293031Август12345678910111213141516171819202122232425262728293031Сентябрь123456789101112131415161718192021222324252627282930Октябрь12345678910111213141516171819202122232425262728293031Ноябрь123456789101112131415161718192021222324252627282930Декабрь12345678910111213141516171819202122232425262728293031Январь12345678910111213141516171819202122232425262728293031

Новости: 02 Марта 2020 года

 ДЖАЗОВЫЙ ЭТАЛОН ШОПЕНА 

К концерту JAGODZINSKI TRIO в органном зале Калининградской областной филармонии.

Джаз, как известно, является универсальным инструментом препарирования самых различных музыкальных стилей, жанров, направлений. Однако, особый интерес, как, впрочем, и особую настороженность всегда вызывали и вызывают джазовые интерпретации академической музыки, независимо от того берется ли джазменами барокко или романтика, импрессионизм или неоклассицизм. И это неслучайно, у одних джазовых музыкантов обращение к классике получается убедительным и вызывает восторг, у других – гм, …

Бывает так, что одному и тому же джазовому музыканту одни классики «вполне поддаются», другие же – ну никак. К примеру, у выдающегося французского джазмена-пианиста Жака Лусье замечательно звучит Бах, Вивальди, хорош Гендель, но совсем не впечатляюще выглядят Равель, Дебюсси, или Моцарт и Бетховен. К Шопену, кстати, он за всю свою долгую и многообразную творческую жизнь так и не рискнул обратиться. Полагаю, не случайно – сложнейший в мистико-психологическом плане композитор для исполнителей.

Jagodzinski Trio играет Шопена далеко не первый год и даже не первое десятилетие. По сути, музыканты Трио являются родоначальниками джазовой шопенистики. Шопен в их интерпретации давно уже стал хрестоматийным эталоном джазовых прочтений великого композитора. Причем, по утверждению критиков, «музыканты предлагают на концертах все новые и новые версии уже игранных ранее сочинений, подчас настолько оригинальные, что создается впечатление, что играют совершенно другие люди». Объединяет версии то, что каждый раз Шопен звучит убедительно, органично, проникновенно и вдохновенно.

В чем же секрет их эталонного прочтения гениального романтика? Вероятно, в данном случае в первую очередь необходимо говорить о лидере трио, пианисте Анджее Ягодзински. Хотя, сразу же оговорюсь, все музыканты коллектива равновелики на сцене, но все же Ягодзински это … Jagodzinski.

Чаще всего критики отмечают, что трио крайне деликатно, крайне корректно «обращается с оригиналом». Однако эти слова никак не раскрывают секрет неповторимости, органичности шопеновских интерпретаций джазмена Ягодзински и его коллег.

Совпадение национальности? Сомнительно. К примеру, выдающимся шопенистом современности среди классических пианистов является Юнди Ли – по национальности китаец. Так что национальная идентичность абсолютно не при чем.

На мой взгляд, ларчик открывается просто – через природу таланта лидера Jagodzinski Trio. Похоже, Ягодзински это вполне осознает. Не случайно же он пригласил в Трио музыкантов с одаренностью, близкой этой природе.

Шопена музыковеды нередко называют «поэтом рояля». Ягодзински же, с моей точки зрения, обладает ярко выраженным лирико-философским дарованием. При этом исключительно важными являются сопутствующие величины – масштаб этого дарования, его магия, обаяние, шарм, харизма. Благодаря данной сумме характеристик и состоялось стопроцентное попадание пианизма польского джазмена в природу шопеновской «поэтической» уникальности. Показательно, что наиболее запоминающимися, своего рода «вершинными прозрениями» Jagodzinski Trio являются тончайшие, изысканные, акварельные по филигранности исполнения пианиссимо-композиции. Это, кстати, совсем не затеняет мощных слушательских впечатлений от головокружительных драматических кульминаций, неожиданных россыпей виртуозных аффектов, или «хулиганских» неожиданностей, как, к примеру, в ми бемольном ноктюрне, когда после нежнейшей целомудренной фортепианной цитаты из Шопена, трио, вдруг, взрывается неудержимым накатом в сугубо джазом ключе.

Есть музыканты, которые во время концерта делятся своей личностной и исполнительской энергетикой с залом. Делятся непрерывно на всем протяжении концерта, порой, до полного ее исчерпания. Есть те, кто берет энергетику из зала. Ягодзински принадлежит скорее к первым. Однако интересно то, что в какой-то момент он подключает и обратный процесс: начинает брать энергетику из зала и тут же, мгновенно отправляет ее обратно. Берет и отправляет, берет и вбрасывает обратно. Процесс непрерывный, безостановочный. Может быть именно этим и объясняется то, что музыканты внешне не реагируют на аплодисменты ни во время исполнения композиций, ни после их завершения. Пережидают шквал и входят в очередную пьесу. Состояние внутренней сосредоточенности проходит через весь концерт. Почти отсутствуют броские, «откровенно-соревновательные solo» музыкантов. Весь концерт – сквозной диалог/триалог исполнителей, порой, запредельный как по содержанию, так и по взаимопониманию.

Неплохо комментирует вышеописанное состояние такой факт. Перед концертом Анджея Ягодзински мучили телевизионщики. Он спокойно, безропотно выполнял все их просьбы и пожелания: надо – отвечал на вопросы, надо – прогуливался по залу, надо – позировал за роялем. И при этом он постоянно отсутствовал – находился в каком-то ином измерении. После концерта, когда я общался с ним, ситуация была аналогичной: он был со мной, и в это же время он был где-то там в иных пространствах. Несколько похожее состояние я наблюдал, когда брал в свое время интервью у Станислава Лема - великого польского писателя-фантаста.
Я к чему это. К тому, что нечто подобное происходило и на самом концерте: исполнители, зрители, музыка и … Нечто – почти физически осязаемое. Интереснейшее явление – привнесение в исполнение какого-то иного измерения, вовлечение в музицирование необъяснимое Нечто, вторую реальность.

Возвращаясь непосредственно к Анджею, могу добавить только одно: наблюдая за ним во время концерта, а также до и после него, всматриваясь в музыканта, вслушиваясь в его слова и игру, я постепенно приходил к выводу, что он принадлежит к той немногочисленной генерации людей, которые «не от мира сего». К которым в самой полной мере применимо выражение: «Человек, в котором живет музыка!». Как ей там живется и как живется самому музыканту с ней – это уже другой разговор, не имеющий к данной заметке прямого отношения.

В заключение позвольте фразу, вроде бы не совсем уместную по канцеляризму, но необходимую, на мой взгляд, ситуативно: «Концерт состоялся благодаря инициативе и поддержке Генерального консульства Республики Польша в Калининграде». Это тем более важно, что проходил концерт 1 марта 2020 года, в день, когда мировая музыкальная общественность отмечала 210 лет со дня рождения Фридерика Шопена.

Владимир Янке – музыковед, поэт, продюсер