Доступная среда Версия для слабовидящих
+7 (4012) 64 78 90
Калининград, ул.Б. Хмельницкого, 61а
>
Ноябрь282930Декабрь12345678910111213141516171819202122232425262728293031Январь12345678910111213141516171819202122232425262728293031Февраль12345678910111213141516171819202122232425262728Март12345678910111213141516171819202122232425262728293031Апрель123456789101112131415161718192021222324252627282930Май12345678910111213141516171819202122232425262728293031Июнь123456789101112131415161718192021222324252627282930Июль12345678910111213141516171819202122232425262728293031Август12345678910111213141516171819202122232425262728293031Сентябрь123456789101112131415161718192021222324252627282930

Новости: 10 Января 2021 года

 «Серьёзная музыка» в Калининграде 

Выпуск посвящён истории и сегодняшним дням Концертного зала Калининградской филармонии. В программе – интервью, исторические записи уроженцев Кёнигсберга и музыкантов-калининградцев, музыка в исполнении филармонических коллективов – Калининградского камерного оркестра и Концертного духового оркестра и др.
Ведущая — Людмила Осипова.
Приводим фрагменты программы  - интервью с директором Калининградской областной филармонии имени Е.Ф.Светланова Виктором Васильевичем Бобковым и его заместителями: Людмилой Анатольевной Кожемякиной и Ириной Семеновной Андреевой.

...
Людмила Осипова: В нашей большой программе много истории — о настоящем и прошлом Калининграда. Мы с вами побываем в Концертном зале филармонии и послушаем исторические записи конца 19 и 20 веков.
Сегодня у нас интервью с директором Калининградской областной филармонии Виктором Васильевичем Бобковым и его двумя заместителями.
 
- Здравствуйте, Виктор Васильевич!

Виктор Бобков: Здравствуйте, уважаемые слушатели Радио России.

Людмила Осипова: Повод для интервью замечательный — Концертному залу филармонии исполнилось 40 лет!
Зал филармонии располагается в бывшей кирхе Святого семейства. Кирха в неоготическом стиле, построенная в Кенигсберге в 1907 году, считается лучшим творением архитектора Фридриха Хайтмана. Другое название церкви — Катеринкирхе, по названию госпиталя Святой Катерины, который располагался недалеко от церкви. В кирхе был свой орган, и в 1939 году в ней даже собирались открыть класс органной игры. После бомбардировки союзниками Кенигсберга в конце второй мировой войны почти весь город был разрушен, но эта кирха уцелела, частично потому, что она находилась в плотном кольце жилых построек. Виктор Васильевич, расскажите нам?

Виктор Бобков: Мы гордимся нашим концертным залом. Он находится в историческом здании кирхи Святого семейства, здесь великолепная акустика. В послевоенное время это здание использовалось как складское помещение, здесь хранились продукты питания — то есть использовалось, не по назначению. И первым кто выступал на концертной площадке нашей филармонии — это был Михаил Плетнев и солистка Большого театра Марта Костюк. Проводить концерты и репетиции в нашем концертном зале — это одно удовольствие. Сама по себе акустика располагает исполнителей и они начинают ощущать новые неожиданные краски, потому что зал располагает видимо еще и тем, что он исторический, всегда существовал для каких-то таких духовных откровений, для духовных преклонений. Когда к нам приезжают замечательные выдающиеся исполнители, которые выступали на самых прославленных сценах, исполнители мирового уровня, они всегда восторгаются и спрашивают разрешения приехать к нам еще, потому что здесь они получают огромнейшее удовольствие.
Людмила Осипова: Здесь действительно необычный зал: сцена двухъярусная. Когда в Калининграде впервые побывал великий французский органист Жан Гийю, он так восхитился залом, что сразу по приезде в Париж сел разрабатывать план перестройки Концертного зала филармонии. Через некоторое время он снова приехал в Калининград, и я даже держала его план, чертежи новой планировки зала. Гийю был уверен, что его план примут, но это всё-таки были скорее фантастические идеи. Виктор Васильевич, я знаю, что Вы собираетесь открывать в подвале камерный зал, а ведь еще 10 лет назад там работало кафе? Расскажите нам об этом подвале.

Виктор Бобков: У нас кроме всего зал хранит много секретов — это тайны подземного Кёнигсберга, потому что под нашим залом находятся подземные ходы, они значительной протяженностью, пока мы еще их не смогли изучить все эти тайные ходы и лазы, но я думаю, что это вопрос времени и это будет еще более привлекательным и более заманчивым для посещения нашего концертного зала.




15:29
Людмила Осипова: Директор Калининградской филармонии, Народный артист России Виктор Васильевич Бобков и заместитель Калининградской филармонии, заслуженная артистка России, Ирина Семёновна Андреева.
Ирина Андреева: Давайте, Виктор Васильевич, теперь про камерный поговорим, скоро 30 лет ему.
Виктор Бобков: Когда Сергей Стадлер впервые приехал выступать с нашим камерным оркестром он был несколько насторожен, но когда прошёл первый час репетиции, он просто не ожидал в провинции обнаружить такую жемчужину — потрясающий оркестр, все, кто работали с нашим камерным оркестром, дирижеры, а это кроме Стадлера еще..

Ирина Андреева: Юрий Медяник, который сейчас работает в «Синей птице»...

Виктор Бобков: Игнат Солженицын работал с камерным оркестром...

Ирина Андреева: С камерным оркестром играл Сергей Ролдугин, народный артист России, Павел Милюков, он уже не один раз играл, он уже полюбил этот оркестр.

Виктор Бобков: Александр Гиндин...

Ирина Андреева: А помните, когда Аркадий Шилклопер  приехал к нам, какое это было потрясение для нас для всех, когда он достал свой альпийский рог и играл для всех здесь в зале, а сказки с оркестром какие сейчас проводят, программа «Всей семьей в концертный зал» - дети обожают это. Они слушают серьезную музыку, они слушали «Карнавал животных». А теперь мы готовим Андерсена сказки.

Людмила Осипова: Художественный руководитель оркестра, заслуженный артист России Александр Андреев. Когда оркестр был на гастролях в Германии газета «Любеген Нахрихтен» писала «Великолепный звук, отличное чувство формы, яркая творческая самостоятельность, техническое совершенство, тонкий артистизм, прекрасное владение инструментами, глубокое проникновение в замысел автора — все это позволило Камерному оркестру из Калининграда завоевать сердца искушенной немецкой публики». Дирижер Саулюс Сондецкис считал честью и радостью выступать с Камерным оркестром Калининградской филармонии и называл этот коллектив «отличным оркестром». «Музыканты, - говорил прославленный дирижер, - очень хорошо чувствуют ансамбль, понимают и поддерживают друг друга, много и упорно работают, каждый из них — личность, умеющая мыслить и творить корпоративно, подчиняясь единому замыслу.

...
27:51
Людмила Осипова: Продолжим разговор с директором Калининградской филармонии Виктором Васильевичем Бобковым.

Виктор Бобков: Духовой оркестр — это уникальное явление, его палитра необычайно богата: он может играть абсолютно разную музыку. И переложение симфонической музыки, переложение оперной классики, и конечно саму прикладную — духовую музыку. Всегда такой экзамен проходишь: когда к нам приезжают выступать наши гости, в основном из-за рубежа, и когда выступала с нашим духовым оркестром Моника Макдональд — замечательная певица, и она сказала, что прекрасный духовой оркестр, я не почувствовала здесь хрипов, настолько мягко, благородно, изящно звучит оркестр, что здесь, просто напросто можно играть абсолютно любую музыку, и она это делала с большим удовольствием, и мне кажется не с меньшим удовольствием она об этом вспоминает.

Ирина Андреева: Духовой оркестр перестраивался с музыки Верди, ведь это же другое звукоизвлечение, другая стилистика, другое настроение, наполнение, другие аранжировки, ведь это действительно так. Есть программа на базе духового оркестра — оперный Евросоюз, любимая программа и я не могу о ней спокойно говорить...
Виктор Бобков: Когда мы ведем переговоры с руководством той или иной филармонии, я имею ввиду за границей, и в частности, с поляками, директор филармонии за два месяца до нашего приезда говорит, что все билеты проданы, конечно на Западе там наверное трудно удивить какими-то такими особенными достижениями, но то, что уже нас знают и знают, что это будет высочайшее исполнительское качество, что будет интереснейшая программа, а мы стараемся включать в репертуар оркестра включать произведения, которые не так часто звучат…

Ирина Андреева: Да, всё время что-то новое мы обязательно добавляем

Виктор Бобков: Надо найти какое-то произведение безусловно забытое, с прекрасными художественными достоинствами, но надо его поднять, возобновить, поработать над ним, преподнести и, «ах!, оказывается, есть еще и такая музыка?!..а мы не знали». Эта новинка, изюминка в программе привлекает и кроме того, конечно, делает небезынтересной работу самих оркестрантов.
Ирина Андреева: Да, музыканты, да, им тоже всегда нравится, такое сначала удивление перерастающее в восхищение, в восторг — это духовой.


33:11
Людмила Осипова: Директор Калининградской филармонии, народный артист России, Виктор Васильевич Бобков.
Виктор Бобков: Мы гордимся нашим органом, чешской фирмы «Rieger-Kloss » он был установлен в 82 году прошлого столетия,  у него есть своя история, как наш замечательный, тогда председатель горисполкома Виктор Васильевич Денисов обратился в Москву, министерство культуры Советского Союза, комитет органностроения существовала раньше такая организация при министерстве, чтобы в филармонии был установлен орган, это случилось сразу после открытия, в 1980 году. Хотите — вставайте в очередь, 10-12 лет как минимум. Виктор Васильевич нашел некие аргументы, способы воздействовать на души и сердца руководителей, и в 1982 году орган был установлен. Самое непосредственное участие в установке и строительстве органа принимал наш прославленный отечественный органист Гарри Яковлевич Гродберг. Он и открывал этот орган и долгие годы с большой любовью он приезжал для того, чтобы выступить, чтобы дать оценку состоянию инструмента, потому что он очень любил наш орган, и всячески способствовал тому, чтобы находился этот инструмент в прекрасной исполнительской форме.  
Людмила Кожемякина: Гарри Яковлевич Гродберг привез к нам фестиваль летний Бахослужение...

Виктор Бобков: Да, он традиционный, мы уже десятилетия его проводим, мы всегда его проводим в конце июля месяца и заканчиваем 28 июля, это день кончины Иоганна Себастьяна Баха. И вот те традиции, которые сложились за эти четыре десятилетия , они нами всячески  поддерживаются, сохраняются и развиваются. Это очень добрые традиции и когда наши замечательные слушатели приходят в наш прекрасный концертный зал, то всегда я с удовольствием наблюдаю как они слушают музыку. Знаете у них совершенно иконописное выражение лица. Они уходят из нашего концертного зала просветленные и очищенные духовно. Наверное это и есть главное назначение музыки — делать жизнь человека более интересной, более богатой, прекрасной, и, наверное, во многом способствует именно нравственному здоровью нашего общества.


37:54
  Людмила Осипова: Директор Калининградской филармонии, народный артист России, Виктор Васильевич Бобков, заместитель директора Калининградской филармонии Людмила Анатольевна Кожемякина.
Виктор Бобков: Надо сказать, что калининградцы с большим удовольствием ходят на концерты филармонии, у нас работают очень талантливые исполнители вокалисты, инструменталисты. Наряду с фестивалями, которые мы проводим в филармонии, ставшими уже традиционными, это и «Музыкальная весна», «Янтарное ожерелье», «Русская музыка на Балтике» , мы проводим и “Джаз в филармонии”. И это тоже предмет такого нашего, я бы сказал, особого отношения, поскольку Калининград имеет замечательные традиции именно в джазовой музыке. Здесь работали выдающиеся музыканты, и вот такой факт, что долгие годы у нас здесь работал коллектив «Арсенал» под руководством Алексея Козлова.
Людмила Кожемякина: Да, именно Алексей Козлов с «Арсеналом» были солистами Калининградской филармонии. Мы провозгласили такой девиз: синтез классики и джаза.  на перекрестке жанров. С большим удовольствием приезжают в наш зал музыканты и из России и западных стран, США, и с удовольствием играют на этой сцене. Виктор Васильевич, по-моему все жанры, какие только есть музыкальные они играют. Они все абсолютно звучали в нашем зале в джазовой манере. Олег Аккуратов выступал на нашей джазовой сцене вместе с оркестром Игоря Бутмана и играл до-диез минорную прелюдию Рахманинова в джазовой обработке. Это характеризует наш джазовый фестиваль.


39:48
Людмила Осипова: Директор Калининградской филармонии, народный артист России, Виктор Васильевич Бобков.
 
Виктор Бобков: Наша национальная идея заложена в нашей прекраснейшей выдающейся музыке. Та плеяда композиторов, которая прославила Россию. Самый исполняемый композитор в мире  - Петр Ильич Чайковский, и, конечно, это нужно напоминать каждый день и молодым и иным. При всем многообразии исполнительской музыки во главу угла мы ставим академическую музыку, то наследие, которое нам оставили замечательные отечественные российские композиторы.

Музыка в программе:
-   Let It Snow (муз.: Ж. Стайн, текст: С. Кан). Исп. Л. Паваротти, П. Доминго, Х. Каррерас
-   Поэма фа-# мажор ор. 32 № 1 (муз.: А. Н. Скрябин). Исп. А. Н. Скрябин (запись 1910 г.)
-   Вальс из Серенады для струнного оркестра ор. 48 (муз.: П. И. Чайковский). Исп. Камерный оркестр Калининградской филармонии, дирижёр А. А. Андреев
-   Парафраз на темы балета "Спящая красавица" (П. И. Чайковский – П. А. Пабст). Исп. П. А. Пабст (запись 1895 г.)
-   Гольдберг-вариации (И. С. Бах – Д. Шпигельман), фрагментарно. Исп. Д. Шпигельман
-   Ария из Пасторали Фа мажор BWV 590 (муз.: И. С. Бах). Исп. Г. Гродберг
-   Ангел (муз.: Р. Вагнер, стихи: М. Везендонк). Исп. Джанет Бейкер и Королевский симфонический оркестр, дирижёр Б. Хайтинк
-   Вступление к сарсуэле "Свадьба Луиса Алонсо" (муз.: Х. Хименес, аранжировка: В. В. Бобков). Исп. Концертный духовой оркестр Калининградской филармонии, дирижёр В. В. Бобков
-   Вальс цветов из балета "Щелкунчик" (муз.: П. И. Чайковский). Исп. Большой симфонический оркестр Гостелерадио, дирижёр С. Самосуд. Запись 1953 г.

В программе принимают участие:
-   директор Калининградской филармонии народный артист РФ Виктор Васильевич Бобков
-   заместитель директора Калининградской филармонии заслуженная артистка РФ Ирина Семёновна Андреева
-   заместитель директора Калининградской филармонии Людмила Анатольевна Кожемякина

Режиссёр программы: Наталья Замиралова