Доступная среда Версия для слабовидящих
+7 (4012) 64 78 90
Калининград, ул.Б. Хмельницкого, 61а
>
Апрель2627282930Май12345678910111213141516171819202122232425262728293031Июнь123456789101112131415161718192021222324252627282930Июль12345678910111213141516171819202122232425262728293031Август12345678910111213141516171819202122232425262728293031Сентябрь123456789101112131415161718192021222324252627282930Октябрь12345678910111213141516171819202122232425262728293031Ноябрь123456789101112131415161718192021222324252627282930Декабрь12345678910111213141516171819202122232425262728293031Январь12345678910111213141516171819202122232425262728293031Февраль12345678910111213141516171819202122232425262728

Новости: 03 Декабря 2021 года

 Александр Андреев. Когда музыка становится призванием 

4 декабря в Калининградской областной филармонии им. Е.Светланова пройдет знаковый концерт «Два юбилея», посвященный 30-летию камерного оркестра и 70-летию его художественного руководителя и главного дирижера, заслуженного артиста России Александра Андреева. В преддверии этого события мы поговорили с юбиляром о его видении профессии, педагогической деятельности и культурных традициях в музыке.

- Александр Андреевич, как случилось, что вы выбрали именно скрипку в качестве основного инструмента?
- Я родился в то время, когда этот инструмент был очень популярен и родители считали большой удачей, если ребенка принимали в музыкальную школу (туда был очень серьезный конкурсный отбор). Но комиссия изначально посчитала, что у меня абсолютно нет никаких данных для музыкального образования и отказала в приеме. Ситуацию тогда спас мой любимый школьный педагог, Борис Леонтьевич Дубров, который сумел убедить моих родителей не обращать внимания на выводы комиссии и предложил заниматься со мной в частном порядке. Я обучался у него в течение года и сумел поступить сразу в третий класс обычной музыкальной школы семилетки, а затем через некоторое время и в специальную 10-летнюю музыкальную школу города Алма-Аты. Консерваторию я уже заканчивал в Ленинграде.

- Вы – яркий представитель отечественной скрипичной школы, которая считается одной из лучших в мире. Кого из своих преподавателей вы вспоминаете с теплотой?
- Прежде всего, моего первого преподавателя, выдающегося педагога музыкальной школы – Бориса Дуброва. Я всю жизнь буду ему благодарен, поскольку он нашел необходимые ключики, заинтересовав и поддержав мой интерес к занятиям на инструменте, когда это было необходимо. В подростковом возрасте, когда начался кризис мозгов и появились другие интересы, я, как и многие подростки, начал капризничать, и готов был закончить обучение. Но он нашел очень верный ход, чтобы удержать мой интерес к скрипке, – предложил готовиться к республиканскому конкурсу и придумал очень интересную программу. Благодаря этому я и остался в профессии.

- Теперь вы сами педагог и более 47 лет являетесь наставником в музыкальном колледже им. С.Рахманинова. Многие ваши ученики сегодня являются артистами именитых оркестров России и зарубежья. Расскажите, каких принципов педагогики вы придерживаетесь?
- Во-первых, педагогу необходимо найти контакт с учеником, не испугать его и вызвать на первых порах безусловное доверие. Ведь мастерство педагога и, в конечном счете, его авторитет основан не на внешних регалиях и других внешних атрибутах, а на глубоком познании природы инструмента, изучении психологического склада ученика, его интересов, тонкостей внутреннего мира, меры его доверчивости и открытости. Важно найти точки соприкосновения с ребенком, заинтересовать и включить в работу, причем не только его, но еще и его родителей.
Если же речь идет о студенте, то тут также важно заинтересовать профессионально. Важно быть педагогом играющим, то есть не просто разводить руками в воздухе, а взять инструмент и постараться очень детально и подробно объяснить, что хотел бы услышать от ученика.

- Какие слова напутствия юным музыкантам вы могли бы дать?
- Не испугаться и трудиться. Наша профессия очень жертвенная, требующая самоотдачи и честности по отношению к нелегкому делу обучения. Бывает, что ленивый ученик не выдерживает нагрузки и теряет интерес. Однако если ребенок на каком-то этапе вдруг почувствует, что у него получается, то это становится той отправной точкой, от которой он может дальше оттолкнуться. И задача педагога не погасить этот тлеющий огонек. Важно поддержать ученика и тем самым двинуть его дальше. Вот этим постулатом я руководствовался всегда в своей педагогической деятельности.

- Вы себя больше ассоциируете с профессией дирижера сегодня или скрипача-виртуоза?
- Виртуоз - это громко сказано. Я никогда не считал себя виртуозом, скорее, играющим скрипачом, которому было под силу исполнять соло. Виртуоз — ипостась избранных людей, которых в мире и России можно пересчитать по пальцам. Их профессия предполагает насыщенную гастрольную деятельность, я в этом роде профессиональной деятельности никогда не выступал. А что касается работы дирижера… Мой опыт и профессия складываются из очень многих составляющих, и дирижер — это, скорее, моя производственная необходимость как руководителя коллектива. Ведь изначально наш оркестр работал без дирижера. Я занимал место концертмейстера и старался руководить оркестром, сидя за первым пультом, но когда со временем оркестр расширил репертуар, когда стали выступать с нашим коллективом известные музыканты, появилась и необходимость встать к дирижерскому пульту. В течение многих лет я совмещаю должность дирижера, руководителя оркестра, профессию скрипача и педагога.

- Камерный оркестр — сегодня визитная карточка культурной жизни Калининграда. В чем секрет ваших достижений?
- Действительно оркестр занимает сегодня неплохую нишу в музыкальном сообществе Калининграда: с нами играли (и не один раз) известные солисты с мировыми именами. Это говорит о том, что уровень работы коллектива в целом достаточно высокий. И за этим стоит всегда огромная работа.
Особого секрета в этом нет. Создание той или иной программы — это всегда чисто технически большой и серьезный процесс, когда выверяется текст, все детали, связанные с проработкой динамики, особенностей артикуляции, решением стилевых задач. Камерный оркестр - это не просто механическое соединение 22 музыкантов, это серьезная работа по балансировке групп, работа внутри них, подготовка вещей, связанных с внутренним дыханием произведения: фразировкой, инструментальной краской и т.д. Это те моменты, без проработки которых ни один музыкальный коллектив не существует.

Чем вы руководствуетесь при выборе программы?
- Для сольных программ у меня собран очень обширный репертуар, который был накоплен за годы работы в филармонии. Я начинаю их комбинировать, исходя из интересов публики, которая приходит на наши концерты. Это всегда очень ответственный момент. Я не могу себе позволить составить как-то однообразно программу, чтобы не разочаровать публику. Стараюсь всегда найти место соединению произведений разноплановых авторов, найти центральные, масштабные произведения: многочастные серенады, виртуозные произведения, и, так называемые, классические шлягеры.
Вот, например, ближайшая программа, которую мы представим 4 декабря в филармонии — концерт «Два юбилея», это невероятно трудная и сложная программа, основанная на исполнении произведения Бенжамина Бриттена, выдающегося английского композитора. Им написаны вариации для струнного оркестра на тему Франка Бриджа, который являлся в свое время его педагогом. В этой же программе будет и Игорь Стравинский — выдающийся представитель российской музыкальной культуры. Это музыка, написанная для двухактного балета. Чисто концертное ее исполнение — непростая задача, так как она предполагает двигательную балетную пластику, поэтому все, что там написано автором, нужно мысленно трансформировать, соединить искусство инструментальное с искусством танца. Это достаточно сложно, но я считаю, что оркестр растет на таких произведениях. Мне кажется, что публике это было бы интересно услышать.

- Что для вас музыка?
- В разные периоды жизни она воспринимается по-разному. Мое детство проходило в эпоху развитого социализма и построения коммунизма, когда в почете была маршевая музыка, оды партии и т.д. – все это наложило свой отпечаток, но не вызывало во мне искреннего восторга. А вот все, что касается русской национальной музыки, народного творчества, песен, которые западают в душу, – это действительно для меня и для любого русского человека является той базой, на которой строится профессия.