Новости: 09 Октября 2023 года «РЕПЛИКА ПРИСТРАСТНОГО СЛУШАТЕЛЯ»

Четыре сотни человек собрал концерт лауреата международных конкурсов, солистки Калининградской филармонии, органистки Марии Гаврилюк в минувшую пятницу.
На концерте присутствовали несколько поколений ценителей органной музыки: молодёжь, люди среднего и старшего поколения. Они с непередаваемым восторгом благодарили исполнительницу аплодисментами после каждого номера, а после концерта делились своими эмоциями.
Публикуем отзыв зрителя, музыковеда, поэта и продюсера
Владимира Янке:
6 октября 2023 года в зале Калининградской филармонии состоялся органный концерт. В зале находилось студенчество. Программа называлась «Хиты органной музыки». Такие концерты нетривиальны тем, что у исполнителя возникает соблазн с одной стороны «облегчить» восприятие музыки неподготовленному слушателю, с другой – подать хиты «поярче», «поживописнее». Иначе говоря, - чуток «потрафить» публике. К счастью этого не произошло. И публика оказалась соответствующей обстановке уникального зала, и исполнитель соответствовал самым высоким требованиям академизма.
За органом находилась солистка филармонии, лауреат международных конкурсов Мария Гаврилюк. Ну а сам концерт навел меня на некоторые размышления и, в конце концов, спровоцировал данную заметку.
Во все времена разница между концертным бюро (агентством) даже самого высокого класса и филармонией заключалась в двух вещах:
- наличием у структуры собственных исполнителей/коллективов,
- есть ли среди них незаурядные/блистательные/выдающиеся мастера.
В этом смысле Калининградской филармонии всегда везло. С лёту могу назвать с десяток имен из недалекого прошлого:
- легендарный джаз-рок ансамбль «Арсенал» и его лидер
Алексей Козлов (саксофон);
- диксиленд
Максима Пиганова (ведущий тромбонист России);
- уникальный авангардный квартет «Музыка XX» (
В. Слободян – фортепиано,
А. Андреев – скрипка,
Н. Фоменко – виолончель,
Е. Рубцов – кларнет);
- роскошный академический бас-баритон
Валерий Алиев (лауреат всероссийских и международных конкурсов, в том числе одного из самых престижных – конкурса им. М. Глинки);
- оркестр народных инструментов
«Балтийский сувенир» (худ. руководитель
Анатолий Лоскутов – виртуоз-домрист, композитор);
- джаз-бэнд
«Ритм» под руководством фантастического по мастерству флюгельгорниста/трубача
Виктора Авдеева.
И т.д. И т.д.
Удерживает эту высокую исполнительскую планку филармония и в новейшие времена. Среди тех солистов филармонии, которыми она может заслуженно гордиться находится и героиня моей небольшой заметки –
Мария Гаврилюк.
Я давно наблюдаю за репертуарными (!), ансамблевыми (!), концертно-форматными (!) исканиями этой молодой талантливой органистки.
Попробую разложить все это по порядку.
Репертуарный диапазон молодой исполнительницы порой просто поражает – от традиционных академических имен, являющихся вершиной мирового органного искусства до самых неожиданных и экзотичных переложений для органа (в том числе и собственных), от авторов средневековья до композиторов 21 столетия. Ну, может быть, отсутствуют (пока) в её репертуарной коллекции образцы крайнего авангарда и экспериментальные постмодернистские произведения новейших авторов. Но для этого молодой органистке необходимо совершить рывок до экспериментаторской дерзости еще одной яркой артистической фигуры Калининградской филармонии – пианистки
Анны Ушаковой, которая рискнула включить в одну из последних своих программ сочинения новаторов и преобразователей музыкального языка
Д. Кейджа и
А. Пярта (эти имена, кстати, впервые обозначились в концертной жизни Калининграда).
Можно добавить, что
- Мария корректна и убедительна в интерпретации музыки средневековья, где регистровая партитура целиком зависит от вкуса и чувства меры исполнителя;
- Мария уважительна, почтительна и … осторожна, когда обращается к великому
И.С. Баху;
- Мария чувствует себя в своей стихии, обращаясь к романтикам (19 век) и новейшей музыке. Похоже, что музыка именно этих времён наиболее родственна строю души артистки.
Порой изумляешься интерпретационному разнообразию и исполнительской эрудиции молодой органистки. Ну а если затронуть наиболее сильные стороны Гаврилюк-органистки, то можно акцентироваться, к примеру, на таких аспектах:
- Тончайшая акварельная регистровая прорисовка отдельных эпизодов. В целом же она, в отличие от рафинированности, изысканности органистки
Хироко Ионуэ (Япония – Калининград) более полнокровна и насыщенна в регистровой палитре – европейская школа;
- Актуализация сочинений. В трактовке органистки сочинения прошлых столетий, независимо от того 14-ый это век или 18-ый звучат свежо, современно, интересно, иначе говоря, не покрыты архивной пылью;
- Аккуратность в простройке динамики концертов, когда ясно ощущается нарастающая звучность по принципу непрерывного crescendo – от сдержанного звучания до туттийного. Хотя, на мой взгляд, это иногда приводит к некоторым интерпретационным потерям в сочинениях, открывающим (!) концерт. По моему глубокому убеждению (заблуждению?) «эпиграф» к концерту – а открывающее сочинение часто таковым и является – должен быть ярким, определяющим настрой всего вечера, запоминающимся. Следовательно сдержанная звучание (сдержанная регистровка) – это не про него.
Ансамблевые искания
Гаврилюк не менее интересны и впечатляющи. И если традиционные – с формальной точки зрения – союзы с вокалистами, струнными и духовыми инструментами (в различных комбинациях) являются достаточно привычными на концертной эстраде, то вот, скажем, сочетания «орган + фортепиано», «орган + арфа» – это уже из области эксклюзивов и раритетов. Программу же для органного дуэта – двух органисток (синхронное исполнение), представленную Марией и Хироко Ионуэ – вообще можно отнести к уникальностям и сфере фантастики в области российского (да и европейского) органного исполнительского искусства.
Ну и наконец, еще один аспект исканий
Марии Гаврилюк – концертно-форматный. Он также весьма разнообразен:
- участие в музыкальном лектории (с единичными простенькими органными интермедиями от Марии);
- «Путешествие к органу» (экскурсия к инструменту – рассказ – показ – финальный эффектный исполнительский номер);
- традиционные концертные вечера с развернутыми (либо краткими) музыковедческими комментариями, которые всегда великолепно и искусно «подает» «партнер» органистки – музыковед филармонии
Наталия Анисимова;
- ну и «целевые» концерты, на котором мне и довелось побывать 6 октября, и который спровоцировал данную статью.
Я прекрасно понимаю, какой напряженный, порой мучительный труд стоит за всеми вышеперечисленными исканиями и экспериментами
Марии Гаврилюк. Быть Искателем, экспериментатором в небольших городах – крайне сложно в силу различных причин, в том числе исполнительской провинциальной инертности, и малочисленности развит
Ого, опытного слушателя. Поэтому подвижничество органистки у меня лично вызывает искренне уважение с некоторой даже толикой восхищения. Кроме того, радует, что на её инициативы охотно откликаются такие Мастера – блистательные музыканты – как
Анна Ушакова (фортепиано),
Хироко Ионуэ (орган),
Полина Гайчук (арфа).
Завершая разговор о
Марии Гаврилюк, можно добавить только одно – приятно, что в Калининградской филармонии сохраняются традиции бережного отношения к незаурядному исполнительскому представительству, что помимо уже состоявшихся артистов-мастеров наличествуют и молодые артисты, о которых смело можно сказать, что они входят в генерацию тех российских исполнителей, за которыми уверенное и интересное будущее.
Владимир Янке – музыковед, поэт, продюсер.