Доступная среда Версия для слабовидящих
+7 (4012) 64 78 90
Калининград, ул.Б. Хмельницкого, 61а
>
Январь262728293031Февраль12345678910111213141516171819202122232425262728Март12345678910111213141516171819202122232425262728293031Апрель123456789101112131415161718192021222324252627282930Май12345678910111213141516171819202122232425262728293031Июнь123456789101112131415161718192021222324252627282930Июль12345678910111213141516171819202122232425262728293031Август12345678910111213141516171819202122232425262728293031Сентябрь123456789101112131415161718192021222324252627282930Октябрь12345678910111213141516171819202122232425262728293031Ноябрь123456789101112131415161718192021222324252627282930

Новости: 03 Июня 2024 года

 РЕПЛИКА ПРИСТРАСТНОГО СЛУШАТЕЛЯ 

Сегодня моё внимание будет посвящено не только тем, кто выходит на сцену концертного зала филармонии и радует/восхищает/очаровывает слушателя своим искусством.

Сегодня я хочу поговорить и о тех, кто находится за кулисами. О тех, благодаря кому, собственно говоря, и происходит это «явление» артиста – нередко с мировым именем – калининградскому зрителю.

Заранее приношу извинения за обилие статистики, но без этого никак.
Традиционно считается, что академический театральный/музыкальный сезон начинается 1 октября и завершается в конце июня, начале июля. Таким образом, становится понятно – филармонический сезон 2023-2024 выходит на финишную прямую: можно поговорить о некоторых итогах.

Время ныне непростое, поэтому не вызвало бы удивления скромность афиши нынешнего сезона, отсутствие ярких звездных имен и крупных коллективов на ней. Ан нет. Пробежав глазами череду концертных мероприятий и просветительских событий, организованных администрацией филармонии, я был не просто по-хорошему удивлен, но и поражен. Поражен насыщенностью концертной афиши именитыми солистами и коллективами, плотностью и количеством фестивальных событий, открытиями новых имен, разнообразием предлагаемых программ.

На части концертов мне посчастливилось побывать, о других почитал, посмотрел видео. Сезон оказался не просто удачным, а, быть может, одним из самых ярких и впечатляющих за последние несколько лет.
Судите сами.
Одной из репутационных составляющих любой филармонии является выступление на её концертных площадках приглашенных больших коллективов мировой значимости.
В этом смысле список одних только звездных хоровых коллективов и оркестров – как симфонических, так и камерных – более чем впечатляет.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР РОССИИ ИМЕНИ Е. Ф. СВЕТЛАНОВА. Один из самых знаменитых и уважаемых коллективов в мире. Учитывая, что филармония носит имя Е. Светланова, коллектив стал своего рода патроном Калининградской филармонии и, как минимум, раз в год радует калининградских ценителей музыки своим приездом в регион.
АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР МОСКОВСКОЙ ФИЛАРМОНИИ.
СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР МОСКВЫ «РУССКАЯ ФИЛАРМОНИЯ».
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ ХОРОВАЯ КАПЕЛЛА РОССИИ ИМЕНИ А. А. ЮРЛОВА.
АКАДЕМИЧЕСКИЙ БОЛЬШОЙ ХОР «МАСТЕРА ХОРОВОГО ПЕНИЯ» РАДИО «ОРФЕЙ».
ФИЛАРМОНИЧЕСКИЙ КАМЕРНЫЙ ОРКЕСТР НОВОСИБИРСКА.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ КАМЕРНЫЙ ОРКЕСТР РОССИИ.
РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МОЛОДЕЖНЫЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР. Мне об этом коллективе приходилось читать восторженные аннотации и рецензии на его выступления. Встреча, организованная Калининградской филармонией, превзошла все ожидания. Приведу не свое, а стороннее, весьма уважаемое мнение. Когда мы в письмах обменивались впечатлениями об этом оркестре с профессором Московской консерватории, композитором Ю. Каспаровым, чье произведение «Остановилось время» ребята недавно исполнили в Концертном зале им. Чайковского (Москва), то он написал следующее: «Оркестр фантастический! То, что молодые ребята запредельно талантливы, это ожидалось, но то, что они все уже огромные мастера – это меня поразило! …».
Добавьте к вышеизложенному топ-листу неординарные вечера (а ординарными, учитывая незаурядность коллектива, они не бывают) КАМЕРНОГО ОРКЕСТРА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ФИЛАРМОНИИ, чья квалификация и исполнительский уровень соответствуют самым высоким требованиям европейской сцены. В этом концертном сезоне художественным руководителем коллектива стала лауреат международных конкурсов Елена Толкачёва. С её приходом стилистика оркестра чуть оживилась. И это естественно. Новый художественный руководитель, почерк коллектива становится иным – иногда слегка, порой основательно. Толкачёва воспринимает мир и жизнь во всей их полноте и живости, и именно эти краски дополнили строгий, слегка суховатый академизм, который был присущ оркестру при руководстве его создателя – мудрого и основательного Александра Андреева.
Не могу не обозначить в данной заметке еще один великолепный ансамбль музыкантов – КОНЦЕРТНЫЙ ДУХОВОЙ ОРКЕСТР Калининградской филармонии (худ. руководитель – Э. Гантовский). Определяющей категорией в данном случае является слово – «Концертный». Далеко – ох, далеко – не в каждом крупном городе России имеется духовой оркестр именно концертно-сценического качества и уровня. Калининградский оркестр экстраординарен в этом смысле, и не только благодаря высокому исполнительскому уровню, но и своими – нередко уникальными по сложности и жанровой составляющей – программами. Чего стоят хотя бы – грандиозный Гала-концерт «Опера, оперетта, мюзикл» или «Посвящение Елене Образцовой». 
Беда всех обзорных итоговых заметок о мероприятиях длительной протяженности в том, что никак не удается избежать в них перечислений. Часто именно они демонстрируют уровень, сложность, неповторимость событийного ряда – в данном случае сезона 2023-2024.
Меня всегда поражала плотность фестивальных мероприятий филармонии, впечатляющей она оказалась и в нынешнем сезоне.
Вот сухая статистика:
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «МУЗЫКАЛЬНАЯ ВЕСНА»;
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «РУССКАЯ МУЗЫКА НА БАЛТИКЕ»;
МЕЖДУНАРОДНЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «БАХОСЛУЖЕНИЕ»;
ФЕСТИВАЛЬ «МОЙ РАХМАНИНОВ» (организатор Российский Фонд развития музыкального искусства в сотрудничестве с филармонией);
ФЕСТИВАЛЬ «МУЗЫКА ВЕТРА» (организатор Калининградский Кафедральный собор в сотрудничестве с филармонией);
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «ДЖАЗ В ФИЛАРМОНИИ».
Сюда я же отношу еще один, своего рода фестивальный, цикл концертов Санкт-Петербургского Дома музыки, за который, кстати, особая благодарность администрации филармонии, - «МУЗЫКАЛЬНАЯ СБОРНАЯ РОССИИ».
Данный цикл позволяет познакомиться с молодой музыкальной элитой России – это либо недавние выпускники консерваторий, либо даже ещё студенты. Как правило, они лауреаты всероссийских и международных – иногда самых престижных – конкурсов. И, как правило, их искусство, их мастерство просто изумляет. Едва ли не ко всем им можно отнести слова Ю. Каспарова, которые я уже озвучил выше: «… То, что молодые ребята запредельно талантливы, это ожидалось, но то, что они все уже огромные мастера – это поражает! …».
Действительно, иногда кажется просто необъяснимой та глубина прочтения того или иного сочинения, когда сопоставляешь масштаб этого произведения и юность исполнителя. Открытий таких имен в проектах и фестивалях филармонии за минувший год было немало. 
Остановлюсь только на одном из них – хотя бы потому, что имя этого музыканта связано с Калининградом. Это бывший студент Калининградского музыкального колледжа – Семён Такмаков: универсальный талантливый саксофонист, владеющий практически всеми разновидностями семьи саксофонов от сопрано до баритона, что он блистательно и подтвердил на концерте в Калининграде на фестивале «Музыкальная весна». Ныне он студент Санкт-Петербургской консерватории (класс выдающегося российского саксофониста С. Колесова). То, что молодой музыкант «вытворял» (извините за сленг) на саксофоне-альте, а затем последовательно на сопрано + теноре + баритоне казалось немыслимым – и по фантастической виртуозности, и по содержательной глубине, и по масштабности и современности мышления, и по эмоциональности и чувственности. Безусловный Мастер, не исключаю, что в потенциале – гениальный саксофонист. А ведь таких «гениев» в филармонии нам представили за сезон не менее десятка.
Когда внимательно просматриваешь концертную афишу 2023/2024, то понимаешь, насколько она продумана, насколько разнообразна, насколько учитывает вкусы самой разной аудитории. Для меня особо привлекательной частью афиши стали вечера, которые я отношу к категории так называемых «Концертов для гурманов».
Это концерты:
- насыщенные особой атмосферой изысканности,
- изумляющие оригинальностью трактовок известных сочинений,
- ошеломляющие той проникновенностью исполнения, когда уместны только такие определения как – чудо/колдовство/волшебство.
К ним я отношу:
Феерический «перформанс» уникального музыканта, эффектного артиста, элитного исполнителя мирового уровня Аркадия Шилклопера (кулохорн, валторна, альпийский рог). С одной стороны, это было блистательное, феноменальное по мастерству искусство, с другой – интересный спектакль с демонстрацией возможностей (как оказалось незаурядных) инструментов, на которых играл Аркадий.
Вечер фортепианной музыки «Танцы в четыре руки» с участием Александра Гиндина и Анны Ушаковой. Подобные вечера – редкость на концертных площадках, но в данном случае интересно и другое. Взаимопонимание музыкантов – абсолютное. При этом стилистика и почерк у каждого свой, индивидуальный: «бетховенский» – у Гиндина, «шопеновский» у Ушаковой. Казалось бы несочетаемое сочетание. Однако индивидуальности музыкантов каким-то невероятным образом дополняли – и весьма органично – друг друга, придавая общей картине вечера огромную амплитуду нюансов-красок-штрихов.
Концерт «Весенний вокализ», в котором принимали участие:
Хироко Иноуэ (орган, Япония),
Ольга Жмаева (альт, концертмейстер группы альтов оркестра Большого театра России),
Петр Кондрашин (виолончель, концертмейстер группы виолончелей оркестра Большого театра России).
Редкий концерт по увлеченности и самозабвенности артистов как в сольных интерлюдиях, так и в ансамблевых. Буквально бросалось в глаза, что все трое получают огромное удовольствие от совместного музицирования. Создавалось впечатление, что три выдающихся музыканта мирового класса случайно встретились, нашли мгновенное взаимопонимание и с глубочайшей радостью и вдохновенностью вошли в сотворчество. Позже мне Хироко рассказывала, что Петр и Ольга настолько «заболели» редкой возможностью помузицировать «в трио и сольно», что с трудом, но все же уговорили главного дирижера Большого театра В. Гергиева отпустить их с очередных спектаклей в Калининград. В общем, это был удивительный по взаимопониманию и изысканности вечер.
Вечер камерной музыки. Трио в составе: Александр Гиндин (фортепиано), Александр Рамм (виолончель); Артур Назиуллин (кларнет). Этот вечер радикально отличался от «Весеннего вокализа». Три музыканта играли предельно рационально, с безупречной, чуть ли не математической, выверенностью. Интеллектуальная составляющая здесь была, на мой взгляд, доминирующей. Это был концерт, который условно можно обозначить как своеобразная «Игра в бисер» - игра интеллектуалов.
- Были и еще несколько «избранных, для гурманов» концертов за сезон 2023-2024, однако не буду злоупотреблять вашим вниманием. Завершу свой спич «великим событием» в концертной жизни Калининграда. Это исполнение Концерта для скрипки с оркестром № 1 a-moll Дмитрия Шостаковича. Концерт считается одним из самых сложных и в исполнительском отношении, и в содержательном в мировой скрипичной литературе. Исполнители – Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова (дирижер — Дмитрий Юровский), солист – Павел Милюков.
Павел – давно уже стал знаковой фигурой для Калининграда, считает необходимым приезжать с разными программами в наш город как минимум раз в год. И всегда на его концертах переаншлаги. Когда я услышал несколько лет назад в его исполнении Скрипичный концерт d-moll Ф. Мендельсона (написанный композитором в 13 лет), то определил это исполнение как «выдающееся». За эти годы Милюков представил калининградским слушателям концерты Прокофьева, Бетховена, Баха, Брамса. И вот в этом сезоне – Концерт Шостаковича. Впервые за последние десять лет в моем музыковедческом лексиконе появилось определение – «гениальное исполнение». Поверьте это именно так и никак иначе.

Вот на этом, пожалуй, я и закончу свой обзор.

Артисты, выходящие на сцену Калининградской филармонии, не бывают обделены аплодисментами и криками «Браво» – в этом смысле калининградцы – слушатели благодарные. За кулисами, вне внимания зрителей, практически всегда, остаются те, кто дал нам возможность соприкоснуться с искусством этих артистов. Сегодня мои аплодисменты и мои слова благодарности тем, кто дает нам/мне возможность увидеть/услышать представителей музыкальной элиты России-Европы-мира, в том числе и самых именитых.

Браво – директору филармонии Виктору Бобкову!
Браво – заместителю директора филармонии Людмиле Кожемякиной!

Браво – всем сотрудникам филармонии, обеспечивающим уровень экстра-класса проведения концертов, который и определяет высокий статус Калининградской филармонии в музыкальной жизни России.
Спасибо!

Владимир Янке
Музыковед, поэт, продюсер