Новости: 03 Июня 2024 года РЕПЛИКА ПРИСТРАСТНОГО СЛУШАТЕЛЯ
Сегодня моё внимание будет посвящено не только тем, кто выходит на сцену концертного зала филармонии и радует/восхищает/очаровывает слушателя своим искусством.
Сегодня я хочу поговорить и о тех, кто находится за кулисами. О тех, благодаря кому, собственно говоря, и происходит это «явление» артиста – нередко с мировым именем – калининградскому зрителю.
Заранее приношу извинения за обилие статистики, но без этого никак.
Традиционно считается, что академический театральный/музыкальный сезон начинается 1 октября и завершается в конце июня, начале июля. Таким образом, становится понятно – филармонический сезон
2023-2024 выходит на финишную прямую: можно поговорить о некоторых итогах.
Время ныне непростое, поэтому не вызвало бы удивления скромность афиши нынешнего сезона, отсутствие ярких звездных имен и крупных коллективов на ней. Ан нет. Пробежав глазами череду концертных мероприятий и просветительских событий, организованных администрацией филармонии, я был не просто по-хорошему удивлен, но и поражен. Поражен насыщенностью концертной афиши именитыми солистами и коллективами, плотностью и количеством фестивальных событий, открытиями новых имен, разнообразием предлагаемых программ.
На части концертов мне посчастливилось побывать, о других почитал, посмотрел видео. Сезон оказался не просто удачным, а, быть может, одним из самых ярких и впечатляющих за последние несколько лет.
Судите сами.
Одной из репутационных составляющих любой филармонии является выступление на её концертных площадках приглашенных больших коллективов мировой значимости.
В этом смысле список одних только звездных хоровых коллективов и оркестров – как симфонических, так и камерных – более чем впечатляет.
-
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР РОССИИ ИМЕНИ Е. Ф. СВЕТЛАНОВА. Один из самых знаменитых и уважаемых коллективов в мире. Учитывая, что филармония носит имя Е. Светланова, коллектив стал своего рода патроном Калининградской филармонии и, как минимум, раз в год радует калининградских ценителей музыки своим приездом в регион.
-
АКАДЕМИЧЕСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР МОСКОВСКОЙ ФИЛАРМОНИИ.
-
СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР МОСКВЫ «РУССКАЯ ФИЛАРМОНИЯ».
-
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ ХОРОВАЯ КАПЕЛЛА РОССИИ ИМЕНИ А. А. ЮРЛОВА.
-
АКАДЕМИЧЕСКИЙ БОЛЬШОЙ ХОР «МАСТЕРА ХОРОВОГО ПЕНИЯ» РАДИО «ОРФЕЙ».
-
ФИЛАРМОНИЧЕСКИЙ КАМЕРНЫЙ ОРКЕСТР НОВОСИБИРСКА.
-
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ КАМЕРНЫЙ ОРКЕСТР РОССИИ.
-
РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МОЛОДЕЖНЫЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР. Мне об этом коллективе приходилось читать восторженные аннотации и рецензии на его выступления. Встреча, организованная Калининградской филармонией, превзошла все ожидания. Приведу не свое, а стороннее, весьма уважаемое мнение. Когда мы в письмах обменивались впечатлениями об этом оркестре с профессором Московской консерватории, композитором
Ю. Каспаровым, чье произведение «Остановилось время» ребята недавно исполнили в Концертном зале им. Чайковского (Москва), то он написал следующее: «Оркестр фантастический! То, что молодые ребята запредельно талантливы, это ожидалось, но то, что они все уже огромные мастера – это меня поразило! …».
Добавьте к вышеизложенному топ-листу неординарные вечера (а ординарными, учитывая незаурядность коллектива, они не бывают
) КАМЕРНОГО ОРКЕСТРА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ФИЛАРМОНИИ, чья квалификация и исполнительский уровень соответствуют самым высоким требованиям европейской сцены. В этом концертном сезоне художественным руководителем коллектива стала лауреат международных конкурсов
Елена Толкачёва. С её приходом стилистика оркестра чуть оживилась. И это естественно. Новый художественный руководитель, почерк коллектива становится иным – иногда слегка, порой основательно. Толкачёва воспринимает мир и жизнь во всей их полноте и живости, и именно эти краски дополнили строгий, слегка суховатый академизм, который был присущ оркестру при руководстве его создателя – мудрого и основательного
Александра Андреева.
Не могу не обозначить в данной заметке еще один великолепный ансамбль музыкантов –
КОНЦЕРТНЫЙ ДУХОВОЙ ОРКЕСТР Калининградской филармонии (худ. руководитель –
Э. Гантовский). Определяющей категорией в данном случае является слово – «Концертный». Далеко – ох, далеко – не в каждом крупном городе России имеется духовой оркестр именно концертно-сценического качества и уровня. Калининградский оркестр экстраординарен в этом смысле, и не только благодаря высокому исполнительскому уровню, но и своими – нередко уникальными по сложности и жанровой составляющей – программами. Чего стоят хотя бы – грандиозный Гала-концерт
«Опера, оперетта, мюзикл» или
«Посвящение Елене Образцовой».
Беда всех обзорных итоговых заметок о мероприятиях длительной протяженности в том, что никак не удается избежать в них перечислений. Часто именно они демонстрируют уровень, сложность, неповторимость событийного ряда – в данном случае сезона 2023-2024.
Меня всегда поражала плотность фестивальных мероприятий филармонии, впечатляющей она оказалась и в нынешнем сезоне.
Вот сухая статистика:
-
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «МУЗЫКАЛЬНАЯ ВЕСНА»;
-
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «РУССКАЯ МУЗЫКА НА БАЛТИКЕ»;
-
МЕЖДУНАРОДНЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «БАХОСЛУЖЕНИЕ»;
-
ФЕСТИВАЛЬ «МОЙ РАХМАНИНОВ» (организатор Российский Фонд развития музыкального искусства в сотрудничестве с филармонией);
-
ФЕСТИВАЛЬ «МУЗЫКА ВЕТРА» (организатор Калининградский Кафедральный собор в сотрудничестве с филармонией);
-
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «ДЖАЗ В ФИЛАРМОНИИ».
Сюда я же отношу еще один, своего рода фестивальный, цикл концертов Санкт-Петербургского Дома музыки, за который, кстати, особая благодарность администрации филармонии, -
«МУЗЫКАЛЬНАЯ СБОРНАЯ РОССИИ».
Данный цикл позволяет познакомиться с молодой музыкальной элитой России – это либо недавние выпускники консерваторий, либо даже ещё студенты. Как правило, они лауреаты всероссийских и международных – иногда самых престижных – конкурсов. И, как правило, их искусство, их мастерство просто изумляет. Едва ли не ко всем им можно отнести слова Ю. Каспарова, которые я уже озвучил выше: «… То, что молодые ребята запредельно талантливы, это ожидалось, но то, что они все уже огромные мастера – это поражает! …».
Действительно, иногда кажется просто необъяснимой та глубина прочтения того или иного сочинения, когда сопоставляешь масштаб этого произведения и юность исполнителя. Открытий таких имен в проектах и фестивалях филармонии за минувший год было немало.
Остановлюсь только на одном из них – хотя бы потому, что имя этого музыканта связано с Калининградом. Это бывший студент Калининградского музыкального колледжа –
Семён Такмаков: универсальный талантливый саксофонист, владеющий практически всеми разновидностями семьи саксофонов от сопрано до баритона, что он блистательно и подтвердил на концерте в Калининграде на фестивале
«Музыкальная весна». Ныне он студент Санкт-Петербургской консерватории (класс выдающегося российского саксофониста
С. Колесова). То, что молодой музыкант «вытворял» (извините за сленг) на саксофоне-альте, а затем последовательно на сопрано + теноре + баритоне казалось немыслимым – и по фантастической виртуозности, и по содержательной глубине, и по масштабности и современности мышления, и по эмоциональности и чувственности. Безусловный Мастер, не исключаю, что в потенциале – гениальный саксофонист. А ведь таких «гениев» в филармонии нам представили за сезон не менее десятка.
Когда внимательно просматриваешь концертную афишу
2023/2024, то понимаешь, насколько она продумана, насколько разнообразна, насколько учитывает вкусы самой разной аудитории. Для меня особо привлекательной частью афиши стали вечера, которые я отношу к категории так называемых «Концертов для гурманов».
Это концерты:
- насыщенные особой атмосферой изысканности,
- изумляющие оригинальностью трактовок известных сочинений,
- ошеломляющие той проникновенностью исполнения, когда уместны только такие определения как – чудо/колдовство/волшебство.
К ним я отношу:
-
Феерический «перформанс» уникального музыканта, эффектного артиста, элитного исполнителя мирового уровня
Аркадия Шилклопера (кулохорн, валторна, альпийский рог). С одной стороны, это было блистательное, феноменальное по мастерству искусство, с другой – интересный спектакль с демонстрацией возможностей (как оказалось незаурядных) инструментов, на которых играл Аркадий.
-
Вечер фортепианной музыки «Танцы в четыре руки» с участием
Александра Гиндина и
Анны Ушаковой. Подобные вечера – редкость на концертных площадках, но в данном случае интересно и другое. Взаимопонимание музыкантов – абсолютное. При этом стилистика и почерк у каждого свой, индивидуальный: «бетховенский» – у Гиндина, «шопеновский» у Ушаковой. Казалось бы несочетаемое сочетание. Однако индивидуальности музыкантов каким-то невероятным образом дополняли – и весьма органично – друг друга, придавая общей картине вечера огромную амплитуду нюансов-красок-штрихов.
-
Концерт «Весенний вокализ», в котором принимали участие:
-
Хироко Иноуэ (орган, Япония),
-
Ольга Жмаева (альт, концертмейстер группы альтов оркестра Большого театра России),
-
Петр Кондрашин (виолончель, концертмейстер группы виолончелей оркестра Большого театра России).
Редкий концерт по увлеченности и самозабвенности артистов как в сольных интерлюдиях, так и в ансамблевых. Буквально бросалось в глаза, что все трое получают огромное удовольствие от совместного музицирования. Создавалось впечатление, что три выдающихся музыканта мирового класса случайно встретились, нашли мгновенное взаимопонимание и с глубочайшей радостью и вдохновенностью вошли в сотворчество. Позже мне Хироко рассказывала, что Петр и Ольга настолько «заболели» редкой возможностью помузицировать «в трио и сольно», что с трудом, но все же уговорили главного дирижера Большого театра В. Гергиева отпустить их с очередных спектаклей в Калининград. В общем, это был удивительный по взаимопониманию и изысканности вечер.
-
Вечер камерной музыки. Трио в составе:
Александр Гиндин (фортепиано),
Александр Рамм (виолончель);
Артур Назиуллин (кларнет). Этот вечер радикально отличался от «Весеннего вокализа». Три музыканта играли предельно рационально, с безупречной, чуть ли не математической, выверенностью. Интеллектуальная составляющая здесь была, на мой взгляд, доминирующей. Это был концерт, который условно можно обозначить как своеобразная «Игра в бисер» - игра интеллектуалов.
- Были и еще несколько «избранных, для гурманов» концертов за сезон
2023-2024, однако не буду злоупотреблять вашим вниманием. Завершу свой спич «великим событием» в концертной жизни Калининграда. Это
исполнение Концерта для скрипки с оркестром № 1 a-moll Дмитрия Шостаковича. Концерт считается одним из самых сложных и в исполнительском отношении, и в содержательном в мировой скрипичной литературе. Исполнители –
Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова (дирижер —
Дмитрий Юровский), солист –
Павел Милюков.
Павел – давно уже стал знаковой фигурой для Калининграда, считает необходимым приезжать с разными программами в наш город как минимум раз в год. И всегда на его концертах переаншлаги. Когда я услышал несколько лет назад в его исполнении Скрипичный концерт d-moll Ф. Мендельсона (написанный композитором в 13 лет), то определил это исполнение как «выдающееся». За эти годы Милюков представил калининградским слушателям концерты Прокофьева, Бетховена, Баха, Брамса. И вот в этом сезоне – Концерт Шостаковича. Впервые за последние десять лет в моем музыковедческом лексиконе появилось определение – «гениальное исполнение». Поверьте это именно так и никак иначе.
Вот на этом, пожалуй, я и закончу свой обзор.
Артисты, выходящие на сцену Калининградской филармонии, не бывают обделены аплодисментами и криками «Браво» – в этом смысле калининградцы – слушатели благодарные. За кулисами, вне внимания зрителей, практически всегда, остаются те, кто дал нам возможность соприкоснуться с искусством этих артистов. Сегодня мои аплодисменты и мои слова благодарности тем, кто дает нам/мне возможность увидеть/услышать представителей музыкальной элиты России-Европы-мира, в том числе и самых именитых.
Браво – директору филармонии
Виктору Бобкову!
Браво – заместителю директора филармонии
Людмиле Кожемякиной!
Браво – всем сотрудникам филармонии, обеспечивающим уровень экстра-класса проведения концертов, который и определяет высокий статус Калининградской филармонии в музыкальной жизни России.
Спасибо!
Владимир Янке
Музыковед, поэт, продюсер