Доступная среда Версия для слабовидящих
+7 (4012) 64 78 90
Калининград, ул.Б. Хмельницкого, 61а
>
Ноябрь131415161718192021222324252627282930Декабрь12345678910111213141516171819202122232425262728293031Январь12345678910111213141516171819202122232425262728293031Февраль12345678910111213141516171819202122232425262728Март12345678910111213141516171819202122232425262728293031Апрель123456789101112131415161718192021222324252627282930Май12345678910111213141516171819202122232425262728293031Июнь123456789101112131415161718192021222324252627282930Июль12345678910111213141516171819202122232425262728293031Август12345678910111213141516171819202122232425262728293031Сентябрь123456789101112131415161718192021222324252627282930

Новости: 27 Октября 2024 года

 РЕПЛИКА ПРИСТРАСТНОГО СЛУШАТЕЛЯ 

(по следам двух вечеров с Анной Ушаковой)

Публикуем отзыв зрителя, музыковеда, поэта и продюсера Владимира Янке о концертах солистки филармонии Анны Ушаковой, которые состоялись 1 октября и 25 октября в зале филармонии.
«В музыке я всеяден. Потому хожу на самые различные концертные программы как в жанровом отношении, так и в исполнительском.

Однако наиболее ценными для меня как для слушателя-эксперта являются два концертных формата, встречи с которыми всегда жду с нетерпением. К сожалению (а может быть, к счастью), оба формата встречаются нечасто.

Первый из них я называю для себя – «Концерты для гурманов» (данный формат встречается почаще).

Это концерты, которые
- насыщены особой атмосферой изысканности,
- нередко с весьма непростыми для восприятия программами,
- подчас изумляют оригинальностью трактовок известных сочинений.
В нынешнем концертном сезоне, который начался 1-го октября (Международный день музыки) я уже соприкасался с подобным в концертном зале филармонии. Это «Вечер фортепианной музыки в четыре руки» в изумительном подаче Александра Гиндина и Анны Ушаковой.
Я еще позже вернусь к данному Вечеру.
Сейчас же хочу перейти к тому концертному формату, который встречается крайне редко, и который практически всегда является праздником-потрясением для слушателя-эксперта.

Необходимо сразу же отметить, что музыкант-исполнитель, решившийся на данный формат, идет к таковому долгие годы, иногда всю жизнь.

Такую программу/концерт исполнитель, забыв о слушателе, формирует/формует как бы «под себя».
На определенном - зрелом жизненном этапе – он, вдруг начинает понимать, что просто-напросто не может «эту музыку» не сыграть.
Для него это восхождение к той вершине, за которой уже синь небес.

Для него это своего рода «экзамен (отчет?) перед Богом».
Определить жанр/вид/формат таких программ/концертов я не берусь – дарования не хватает. Попробую поступить иначе.
У меня есть стих «В этот раз он играл перед Богом». Приведу из него несколько фрагментов, надеюсь станет понятно о каких «концертных/программных форматах» я веду речь.

В этот раз он играл перед Богом.
Он рискнул.
В этот утренний час был рояль по-особому строгим,
Было небо особо глубоким,
Облака – словно иконостас …
Он рискнул.
Он призвал состоянье,
Где смещенье сознанья – как вздох,
Как схожденье за грань.
Восхожденье …
озаре- …
вдохнове- …
вознесенье(!).
Он играл,
Понимая, что вышел
за пределы стандартной судьбы
музыканта под Богом.
Стал выше?..
Он играл.
Безусловно.
Как дышат.
Запредельно.
За гранью мечты …

Недавно я побывал на «таком» концерте и такой программе.
Это был Шопен + Рахманинов в интерпретации Анны Ушаковой.
- Ф.Шопен - 24 прелюдии, op.22;
- С. Рахманинов - «Вариации на тему Шопена» c-moll op.22.

Поверьте, чтобы пойти на подобное сочетание произведений в одной программе, надо обладать серьезной уверенностью в себе, своем мастерстве и – даже – в своей элементарной исполнительской выносливости: 24 прелюдии романтика Шопена (порядка 40 минут +/ -) и 22 вариации «постромантика» Рахманинова (порядка 30 минут + /-).
По отдельности данные «циклы» встречаются на концертной площадке и в записи сплошь и рядом, вместе – крайне редко. Хотя, казалось бы, и напрашивается.

Я давно ждал от Анны:
- и такой программы,
- и такой отрешенности исполнения,
- и такой духовности,
- и такой душевности,
- и такой «за гранью мечты»,
- и такой вдохновенности, когда исполнитель осознает – удалось/получилось!
Удалось/получилось замкнуть «зал и занебесье».

В общем, это тот самый случай, когда – «В этот раз он играл перед Богом!».
Я знаю Ушакову как пианистку порядка 10 лет. Из года в год, приходя на её концерты, я отмечал для себя динамику и качественность изменений в пианизме Анны:
- где-то в технике;
- где-то в туше (способ сугубо индивидуального звукоизвлечения);
- где-то в углублении диалога «Я – Рояль», который она буквально боготворит;
- где-то, что самое, наверное, важное, в изменении мировосприятия – укрупнения его и, как следствие, масштабирования интерпретаций исполняемых сочинений.

Последнее время её много кружило/мотало по сборным программам, тематически разномастным проектам, ансамблевым экспериментам и т.п. Видимо, набирала «глубокое дыхание». И – «набрала»!
То, что она «пробует на зубок» новый качественный уровень мне стало очевидно на «Вечере фортепианной музыки в четыре руки», о котором я уже говорил выше.

Это был действительно неповторимый вечер и в исполнительском отношении, и по программе.
- Ф. Шуберт - Фантазия для фортепиано в 4 руки фа минор, соч.103;
- В. Гаврилин - «Зарисовки», цикл из 18 пьес для фортепиано в 4 руки.

Поразительное совмещение абсолютно разных по почерку и дарованию авторов, да еще и в таком
противосложении их произведений. И не менее поразительное по качеству- содержанию-форме-
взаимопониманию исполнение данных произведений.

Рискну назвать фортепианный дуэт этого вечера – «Чудный дуэт». Не в смысле – «какие чудесные музыканты», а в понимании – «Чудо, чудо-творцы».
На мой взгляд, данное «Чудо» во многом было достигнуто благодаря тому, что «первую скрипку» практически на протяжении всего вечера играла Анна Ушакова с её тончайшим ощущением и исполняемой музыки, и партнера по «дуэту», и какому-то завораживающему выколдовыванию звуковой палитры из клавиш рояля.

Тут необходимо сказать особое и огромное спасибо Александру Гиндину за то, что он – маститый международно признанный мэтр – ощутив эту особую «тонкость, рафинированность» Ушаковой, отдал ей на откуп «первую скрипку», уйдя в тень со своей музыкально-природной брутальностью и рубинштейновской мощью.

В общем это был восхитительный «вечер для гурманов» двух Музыкантов-Мастеров, совершенно разных по характеру, мировосприятию, исполнительской стилистике и поразительно «цельных» в дуэтном ансамбле.
Вернусь к сольнику Анны Ушаковой.

Шопен в своих 24 прелюдиях – невероятен! И в транскрипции этого жанра, и в одухотворённом наполнении каждой миниатюры: 24 изумительных по красоте и душевной открытости зарисовки великого «Поэта-рояля» (как его называю музыковеды), великого лирика.
Шопен для Анны – имманентно «свой» (извините, но другого определения не нашел). Причем в абсолютном понимании этого определения.
Когда она играет Шопена, то порой возникает ощущение, что сама сущность шопеновской Музыки живет в рояле, а Анна своими прикосновениями лишь пробуждает её, отпуская на волю. В такие минуты как раз и хочется вспомнить стих и сказать, что она играет:
Безусловно.
Как дышит.
Запредельно.
За гранью мечты …

С Рахманиновым у неё, похоже, иные отношения. Исполняя его сочинения, она их словно выколдовывает: уходит в состояние «волхования, шаманства». Потому великий русский постромантик у нее и получается более «крупным» что ли, более масштабированным, эмоционально безудержным, и при этом … мистически эзотеричным.

Не буду скрывать – я крайне благодарен Анне и за программу в таком редком «гурманском» сочетании, и за то, что она сумела «… призвать состоянье, где смещенье сознанья, как вздох. Как схожденье за грань… Восхожденье …». И тем самым, предоставила возможность соприкоснуться с исполнителем в минуты его высочайшего напряжения/вдохновения.

Владимир Янке
Музыковед, поэт, продюсер»