Новости: 19 Ноября 2024 года «Джаз в филармонии»: РЕПЛИКА ПРИСТРАСТНОГО СЛУШАТЕЛЯ
... Все же фестиваль
«Джаз в филармонии» (в этом сезоне проводился в 21 раз) – уникальное событие для Калининграда.
Казалось бы в городе любителям джаза особо скучать не приходится:
- регулярно проходят джазовые вечера и вечеринки в различных калининградских клубах;
- ежегодно проводится фестиваль «Калининград Сити Джаз»,
ну и к этому плюсуется «Джаз в филармонии».
Однако повторюсь – филармонический джазовый фестиваль это событие далеко не очередное и ординарное в культурной жизни региона.
И вот почему:
-
Клубные джазовые вечера по своей природе в подавляющем большинстве носят довольно неформальный характер и почти всегда пронизаны атмосферой близкой к тусовочной. Отсюда и качество музыкального катарсиса, если таковой вообще имеет место быть.
-
«Калининград Сити Джаз» - событие, безусловно, незаурядное для региона. Однако открытые/пленэрные концерты имеют свою специфику – площадн
ую. То бишь они требуют от исполнителя (хотят те или нет) широко штриха, крупного мазка, выпуклого (подчас форсированного) звука, более агрессивной самоподачи, нежели на обычной сцене концертного зала. В общем, шкала нюансов сдвинута в сторону «гипер».
Кроме того, подобного рода мероприятия очень часто носят «статусный» характер. К примеру, в Калининграде «Сити Джаз» в последнее время отчетливо обретает свойства «мероприятия для буржуа», а уж понимают присутствующие джаз или не особо – дело второстепенное.
-
«Джаз в филармонии» – это серия концертных событий, радикально отличающаяся по характеру и от клубных, и от пленэрных проектов. Это джаз в самом утонченном, изысканном понимании, что «усугубляется» местом проведения – уникальный по архитектуре, интерьеру и экстерьеру, а также акустике зал бывшей кирхи Святого Семейства (построена в 1904 –1907 годах).
Практически каждый исполнитель-джазмен, впервые принимающий участие в фестивале, зайдя в зал огорошено/озадаченно произносит нечто вроде – «Да-а-а!», после чего начинается дотошная «пристрелка» к залу:
- нередко корректируется программа,
- приспосабливается к акустике зала динамика настраиваемой аппаратуры,
- а самое главное, коррелируется манера исполнения в сторону б
ольшей проникновенности, чуткости, филигранности.
Как выразился один мой знакомый технарь (любитель и ценитель «тонкого» джаза): «Филармонический джаз – это своего рода дистиллят джаза, т.е. джаз очищенный от примесей, джаз в самом его ректифицированном фазе». Перейдя на общепринятый русский, можно сказать проще – это джаз без понтов и эпатажа; джаз в самом высоком понимании этого искусства; джаз вдохновенно исполненный и филигранно «сделанный» (категория «филигранный» имеет порядка 40 синонимов – считайте, что я их все использовал в данном предложении).
Надо добавить, что слушатель в своей массе на филармонических джазовых концертах именно тот, о котором мечтает практически любой джазмен-мастер. Слушатель понимающий специфику джаза, вникающий в исполняемую композицию, чутко реагирующий на особый импровизационный изыск музыкантов. В общем, не тусовочный клиент.
На фестивале «Джаз в филармонии» - 2024 мне особо запомнились два вечера-события камерного свойства.
- Трио «Столичное» Максима Пиганова.
- «К роялю, сэр!»(джазовая дуэль – Даниил Крамер & Валерий Гроховский).
Трио «Столичное» - новый проект
Максима Пиганова.
За Максимом и его творческими модуляциями я наблюдаю еще с 80-х годов прошлого века, когда он заявил о себе как о блистательном виртуозе-тромбонисте, работая в Калининградской филармонии. За эти годы я побывал (порой поучаствовал) на множестве концертов с его участием, последовательно отмечая для себя как он:
- наращивает «творческую и интеллектуальную массу»;
- эволюционирует от состояния блестящего виртуоза к статусу вдумчивого, эрудированного Мастера-интеллектуала;
- реализует себя и как «золотой джазовый тромбон России», и как солист/аранжировщик/ дирижер оркестра им. О. Лундстрема, и как композитор, и как педагог академии им. Гнесиных, и – наконец – как организатор интересных, подчас весьма неожиданных проектов.
К таковым, безусловно, можно отнести:
- созданное им уникальное
«Тромбон-Шоу»
+ цикл, организованный Максом концертов-дуэлей с афроамериканским тромбонистом
Джеромом Смитом (
Jerome Smith)
+ утесовская серия
«Джаз из патефона»
+ очень своеобразная раритетная запись “
BernardSchwenter – Швейцария (банджо, вокал) & Максим Пиганов (тромбон)» - всего же записей с участием Макса более двадцати.
На фестиваль «Джаз в филармонии» - 2024
Пиганов привез свой новый концепт – трио
«Столичное».
Интересное по замыслу трио.
Максим и здесь остается верен себе – основой/фундаментом всех исполняемых композиций, стилистики в целом является «традиция», т.е. совокупность тем, приемов и лексики, уходящих корнями к первой половине 20 столетия. Но вот вся надстройка над фундаментом – это весьма вольно возводимая конструкция с привлечением средств выражения подчас очень далеких от «традиции».
Этим «грешит» , прежде всего,
Андрей Разин – пианист трио, композитор по образованию, лидер собственного джазового коллектива «Второе приближение». Его завораживающие импровизационные «улёты» в политональность + модальный джаз + диссонантность + эксцентричная «игра» под крышкой на струнах рояля и превращение его в ударный инструмент + подключение своего персонифицированного вокала и т.п. – все это выносит «традицию» прямо в сегодняшний день, актуализируя лексику коллектива.
В этом контексте интересна «позиция»
Пиганова: он всегда поражал меня тем, что оставаясь приверженцем традиционного джаза, с изумительной легкостью подхватывал в импровизационных ситуациях на сцене любой «авангардный изыск», тут же транспонируя его в сленговое пространство близкое к традиционно-джазовому формату. Впрочем, в последнее время, он все чаще стал привлекать в свои импровизации и самые современные микровключения, которые вроде бы и едва улавливаются, но тем не менее придают весьма своеобразный колорит пигановскому почерку. Интересно еще и то, что глубокий медноголосый баритональный тембр пигановского тромбона стал обретать в последнее время еще и чуть уловимый серебряный окрас, придавая музицированию Максима особую «пространственность и некую занебесную призрачность».
Любопытное «амплуа» в трио у контрабасиста
Игоря Иванушкина. Традиционно задача контрабаса в джазовых коллективах сводится, как правило, к созданию той ритмической опоры, которая позволяет солистам не потеряться в импровизационных пространствах. Иванушкин же помимо этой важной функции выполняет ещё и как бы связующую роль между фри-пианистом
Разиным (
free – свободный) и «консерватором»
Пигановым (
conserve – сохраняю). Он, благодаря незаурядной виртуозности и неудержимому желанию «быть равным коллегам», не только не растворяется между Сциллой и Харибдой (
Разиным и Пигановым), но и привносит дополнительные краски в звуковую палитру команды своими непредсказуемыми врезками в
solo коллег или длительными сольными контрабасовыми монологами, подкрашенными своим специфическим вокалом несколько шаманского (а порой и откровенно хулиганского) свойства.
В общем то, что звучало в подаче трио
«Столичное» в «кирхе Св. Семейства» являлось,
безусловно, незаурядным явлением и с точки зрения исполнительства, и с точки зрения стилистического своеобразия, и с позиции «уметь держать слушателя» - поверьте, это дорого стоит, когда пронзительная лирическая композиция звучит в настолько наэлектризованной тишине зала, что дыхание перехватывает. В тишине, которую зал «бережно держит» на протяжении всей композиции - тишина как фактор проникновения в таинство и магию исполняемой музыки.
Разговаривая после концерта с музыкантами, я рискнул дать свое определение тому, что звучало на сцене – «стилистически интегральный джаз».
Музыканты согласились!
Второй – особо запомнившийся концерт – фортепианная дуэль грандов российского джаза
«Даниил Крамер & Валерий Гроховский» (приезжают в Калининград не впервые).
Дуэль мэтров российского джаза (duellum – «поединок», «борьба двух»), как это ни парадоксально, оставила единственное ощущение, которое ну никак не согласуется с категорией “duellum” – ощущение полуторачасового нескончаемого праздника во всей его многогранной музыкальной и музыкантской амплитуде. Причем погружение в праздник блистательный дуэт осуществил практически мгновенно, без разогрева и раскачки: уже в первой же композиции слушателей закрутило в ошеломляющей феерии блестящей исполнительской техники, заразительного артистизма, вдохновенности, страсти и виртуозности.
Крамер как-то в одном из интервью сказал: « У нас в репертуаре есть и джаз, и джазовое прочтение классической музыки. Есть
Шопен, Бетховен, Моцарт, Мендельсон, Чайковский.
Но самое главное – мы просто любим играть вместе и у нас это хорошо получается …».
Здесь контрольное слов – «любим!».
Это был главный эмоциональный аффект, царивший на сцене.
Явственно ощущалось, что мэтрам нравится то, что они делают:
- что они получают огромное наслаждение от музицирования,
- от того, что напротив находится Мастер, равный тебе,
- Мастер, давно уже освоивший Олимп джазового искусства и приглашающий тебя «полетать в эмпиреях (от др.-греч. ?μπυρος – огненный) эстетического божественного экстаза».
Да это была странная дуэль: не ристалище, не соперничество, не противостояние, а своеобразное шоу-восхождение к истине, где каждый участвовавший в шоу шел вроде бы своим путем, но в итоге совместно утверждалась единость в постижении мира и Вселенной.
В общем, повторюсь – на протяжении полутора часов в зале филармонии благодаря дуэту
«Даниил Крамер & Валерий Гроховский» царила единственная открытая эмоция – восторг от соприкосновения с праздником, вершимого блистательными Мастерами российского джаза. А за этим крылось такое простое и незамысловатое - «мы просто любим играть вместе и у нас это хорошо получается».
Фестиваль
«Джаз в филармонии» - 2024 завершился, осталось слегка ностальгическое - «Жаль, что закончилось!».
Осталось непреходящее ощущение соприкосновения с восхитительным праздником музыки, с изысканностью, рафинированностью, утонченностью подлинного высокого джаза – «Настоящего джаза», как назвали свою программу участники трио «Столичное», представленную в концертном зале филармонии.
Владимир Янке - музыковед, поэт, продюсер.