Новости: 27 Января 2025 года Реплика пристрастного слушателя

Концерт
«Музыка гения. Посвящение Моцарту», состоявшийся 25 января с аншлагом, надолго оставил впечатление как о ярком музыкальном событии, о чем свидетельствуют отзывы слушателей. Одни из них — от музыковеда, поэта, продюсера
Владимира Янке.
Как оказалось, довольно сильно тосковал по Моцарту.
Неожиданно выяснил для себя, что не так-то часто звучит музыка этого великого австрийца в концертных залах Калининграда, да и в России в целом. Во всяком случае в формате продуманных, целостных программ.
Потому с ощущением праздника воспринял афишу филармонии:
- В. А. Моцарт - Концертная симфония K
V364 ми бемоль мажор для скрипки и альта с оркестром;
- В. А. Моцарт - Концерт для фортепиано с оркестром до мажор K
V 467.
Исполнители:
Камерный оркестр филармонии (дирижёр
Елена Толкачёва), солисты -
Анастасия Жукова (скрипка),
Елена Толкачёва (альт),
Анна Ушакова (фортепиано).
Вот такие программы я и называю целостными, продуманными, раскрывающими композитора в его разных ипостасях + убедительно демонстрирующими исполнительскую пластичность участников программы.
Хорош – как всегда – был
Камерный оркестр филармонии. Не перестаю ему аплодировать. Иной раз хочется подняться на сцену и перецеловать музыкантов оркестра (практически весь состав коллектива, за единичным исключением, – женщины) за их сподвижничество, высокую оркестровую культуру, преданность музыке, за … за … за …
Ну а
Елену Толкачеву я наконец-то увидел/услышал в новом весьма амбициозном амплуа. Обычно она – как художественный руководитель коллектива, определяющий его идеологию – выносит на публичное пространство программы, тяготеющие к демократичности языка, довольно «пестрые» в содержательном плане, «абонементные» по сути своей. Эмоциональной доминантой в них, как правило, является легкость, праздничность, жовиальность, что, похоже, составляет основу её мировосприятия. В моцартианской же программе она предстала перед нами:
- с одной стороны как лидер оркестра, умеющий «спроектировать и построить» безупречную по фабуле, цельную по форме, глубокую по содержательности программу,
- с другой – как значительный, яркий, разнообразный интерпретатор.
Добавлю к этому то, что на моцартовском вечере Толкачева-дирижер как никогда была деликатна в уравновешивании звучания солистов и оркестра. Есть у нее в дирижерском арсенале «вагнеровская» слабость – растворять партию солиста в оркестровой ткани. В этот раз графика звучания была безупречно «откалибрована» – партия солиста рельефно выпукла, партия оркестра самоценна и самодостаточна, а все вместе – идеальный ансамбль.
Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром прозвучала ровно так, как и ожидалось: лучезарно, светло, с искрящей жизнерадостной интонацией. Иначе быть и не могло – Моцарту шел 24-й год, жизнь складывалась более чем интересно, он неудержимо и триумфально покорял Европу; рождались одно за другим величайшие произведения в самых различных жанрах от сонат и квартетов до симфоний и опер. Жизнь – в солнечных тонах!
Скрипка
А. Жуковой и альт
Е. Толкачевой (+
Камерный оркестр) находились в полном согласии. Исполнители словно наслаждались великой красотой, заразительным оптимизмом и жизнелюбием музыки Моцарта. Сольные же эпизоды (своего рода двойные каденции) – когда оркестр умолкал и скрипка и альт оставались одни – звучали не просто проникновенно, а волшебно и даже – упоительно.
Особое мое внимание в дуэте скрипка-альт было уделено скрипачке – и это естественно: калининградка; студентка Московской консерватории; на столь ответственной концертной сцене не то чтобы впервые, но и «не каждый день». Вывод для себя сделал однозначный: похоже, Россия обретает в лице
Анастасии Жуковой ещё одного незаурядного музыканта. То что талантлива это было понятно и раньше, но то, что она
начинает успешно осваивать пространство, называемое «мастерство/Олимп» - это убедительно доказало её «явление» в моцартианской программе.
Дуэт Толкачева-Жукова буквально очаровывал единостью дыхания, единодушием в диалогах, единомыслием в туттийных эпизодах.
И вы знаете, совсем не хотелось сопоставлять исполнение Толкачевой- Жуковой с блистательными записями Концертной симфонии – Спиваков-Башмет или Пикайзен-Ойстрах. Не хотелось, потому что мне было достаточно того, что это был – высокий Моцарт. Моцарт, звучащий свежо, интересно, с полной открытостью миру, людям, жизни.
Концерт для фортепиано с оркестром до мажор KV 467 в музыкальном обиходе известен как 21-й фортепианный концерт Моцарта. Данное сочинение это уже совсем иная «температура мировосприятия композитора». В фортепианном наследии Моцарта этот концерт – для меня во всяком случае – начало целой серии предощущений композитора-гения (разбросанных тут и там) последнего драматического пятилетия его жизни. Пятилетия, приведшего к мистическому её финалу. Напомню, Моцарт ушел из жизни в 35 лет, 21-й фортепианный концерт он создавал незадолго до своего тридцатилетия.
Да, концерт в целом жизнеутверждающ и это ярко и убедительно прозвучало у солистки (
Анна Ушакова – фортепиано) и оркестра. Однако практически в каждой части сочинения то и дело возникают – словно проявляются из небытия – вопросительные
(порой, чуть ли не надрывные) интонации и мелодийные сломы. Они тревожат слух, заставляют быть в напряжении, домысливать невысказанное. Как выразился один из музыкальных критиков, говоря об этих эпизодических сколах: «… Как будто сквозняк прошёл по комнатам, задул свечи, обдал холодом …».
Быть может, именно в 21-м концерте впервые было отрефлексировано и зафиксировано Моцартом предощущение «будущего явления в его жизни Черного человека и незавершенного Реквиема».
Можно только благодарить
Анну Ушакову и
Елену Толкачёву, что они проявили – пусть и очень осторожно, может даже неосознанно – эти драматические моменты, сохранив в целом жизнетворную фабулу произведения.
Отдельные аплодисменты
Ушаковой – все-таки удивительный музыкант – с первых же трех нот, взятых ею, понимаешь, что перед тобой Мастер, и тебя ожидает Нечто, не вписываемое в традиционные интерпретации.
Признаюсь, люблю я такие программы (я их называю монографическими), когда:
- и основные черты стилистики композитора прорисованы;
- и исполнители были убедительными;
- и «послевкусие» от концерта ещё долго сопровождает тебя, убеждая, что все-таки высокое искусство – великая сила в жизни человека.
В этот вечер в зале филармонии торжествовала Красота, величие духа, мастерство и праздничная атмосфера общения с высокой Музыкой.
Вообще это зд
Орово, что
Калининградская филармония удерживает высокую репертуарную и исполнительскую планку в столь очень непростое время. Причем удерживает не только за счет гастролеров, но и, что чрезвычайно важно, благодаря собственным коллективам и солистам.
Спасибо!
Владимир Янке – музыковед, поэт, продюсер