Новости: 30 Июня 2025 года РЕПЛИКА ПРИСТРАСТНОГО СЛУШАТЕЛЯ
И был вечер...
- Ф. Пуленк – Концерт соль минор для органа, струнных и литавр;
- Ж. Бизе – Р. Щедрин – «Кармен-сюита».
Исполнители:
Камерный оркестр филармонии (художественный руководитель и главный дирижёр – лауреат международных конкурсов
Елена Толкачёва),
лауреат международных конкурсов
Мария Гаврилюк (орган),
партия ударных – артисты Концертного духового оркестра филармонии.
Роскошная программа!
Роскошное исполнение!
Программа
- с одной стороны, изысканная –
Пуленк – удовлетворяющая самым притязательным вкусам капризного слушателя-эксперта;
- с другой –
Бизе-Щедрин –в равной степени доставляющая высокое наслаждение как слушателю-эксперту, так и неискушенному зрителю, попавшему в концертный филармонический зал впервые.
Сразу же о главном:
- Браво и Спасибо! – Камерному оркестру Калининградской филармонии и его художественному руководителю/дирижеру
Елене Толкачёвой.
- Браво и Спасибо! –
Марии Гаврилюк (орган).
- Браво и Спасибо! – музыкантам группы ударных инструментов.
Собственно говоря, на этом благодарственном полупоклоне можно было бы и завершить данную реплику о великолепном филармоническом вечере – сказано основное.
Однако позволю себе еще несколько слов.
Концерт для органа, литавр и струнного оркестра - одна из самых масштабных и сложных работ французского композитора 20-го столетия
Франсиса Пуленка.
Композитору понадобилось четыре года, чтобы создать/завершить сочинение в том виде, в котором оно звучит в настоящее время – первоначально концерт ну никак не хотел «подчиняться» своему создателю, требуя от него:
- то большей величественности и масштаба,
- то максимальной утонченности и изысканности,
- то дерзости и жесткости музыкального языка,
- то невозможного казалось бы сочетания религиозности и ярмарочного балагана …
Результат оказался фантастически впечатляющим и многозначным: драматичным, ироничным, лирически проникновенным, культовым и земным – в общем, безумно интересным. И это при том, что Концерт был по сути первым (и единственным) органным опытом Пуленка-композитора.
Солистка филармонии
Мария Гаврилюк всегда вызывала мое искреннее и глубокое уважение своими неустанными поисками-экспериментами:
- включением в классический органный репертуар «сюрпризных», крайне редко исполняемых (порой, чуть ли не раритетных) произведений;
- участием в различных – часто весьма неожиданных – ансамблевых сочетаниях (от дуэтов и трио до … );
- использованием смелой остросовременной регистровки и новаторских интерпретаций известных сочинений.
Однако, если не ошибаюсь, такая крупная форма, да ещё и с такой сложной лексикой, да ещё и с
такой грандиозной концепцией как Концерт Пуленка Мария играет впервые. Не буду останавливаться на том, что исполнить безукоризненно данное сочинение ох как непросто. Могу только сказать, что исполнено было сочинение:
- на едином дыхании;
- цепко и цельно по форме (что крайне непросто именно в этом произведении, словно стремящегося поймать солиста и оркестр на малейшей ансамблевой небрежности и рассыпаться);
- убедительно, познавательно, и интригующе …
При этом надо понимать, что целостность и цельность Концерта были бы невозможны, если бы не «чуткое управление процессом»
Еленой Толкачёвой. Да и в целом, насколько я понимаю, именно Елена является инициатором появления Пуленка в афише филармонии.
Спасибо и Марии, и Елене за исследовательскую смелость – включение Концерта в афишу, за безупречность и вдохновенность исполнения, за многозначность содержательную.
И вот тут я перехожу ко второму отделению концерта.
«Кармен-сюита».
История выдающегося и одного из самых популярных сочинений в мировой музыке началась с
того, что великая балерина
Майя Плисецкая обратилась к
Родиону Щедрину с просьбой создать специально для неё музыку к «её мечте – Кармен».
Помоги! - произнесла великая балерина и любимая Женщина Родиона Щедрина.
Композитор склонился перед Богиней, взял за основу музыку из оперы Жоржа Бизе «Кармен», и …. радикально её преобразовал.
Во первых, его транскрипция включает в себя лишь наиболее узнаваемые яркие музыкальные темы оперы.
Во вторых – он сжал четыре акта оперы Бизе до одного акта.
Во третьих – одним из самых неожиданных и рискованно-смелых решений
Щедрина был отказ от оркестрового инструментария Бизе. В частности
Щедрин отказался от духовых инструментов, оставил только струнные, но включил в состав оркестра ксилофон, колокола, литавры, маракасы, кастаньеты и другие ударные инструменты, которые «организовали» сочинению яркий, ритмически насыщенный и захватывающий фон, усилили его драматизм.
Ну и в четвертых – композитор ввёл в музыку большое количество ритмических и темповых изменений, что придало Сюите чуть ли не зримую выразительность.
Так появилось гениальная транскрипция-инсталляция, передающая драматизм, страстность и эмоциональное напряжение, свойственное балетному жанру.
Повторю еще раз – как слушатель с немалым слушательским опытом – я особо благодарен
Елене Толкачёвой за то, что она регулярно выходит на программы, имеющие высокую сложность содержательную, исполнительскую, а нередко и раритетно-уникальную в мире музыкальной литературы. Обращаясь довольно часто – как того и требует филармоническая политика – к демократичным, просветительским программам, Елена не забывает, формируя репертуар оркестра, о слушателях-гурманах, слушателях-экспертах, слушателях-знатоках.
Поэтому – Спасибо за П
уленка!
Спасибо за
Бизе-Щедрина/Щедрина-Бизе!
Вообще-то, должен сказать, что данная программа – это своего рода примета и знак качества исполнительского мастерства как оркестра, так и его руководителя. Естественно при одном условии – исполнение должно быть филигранным с технической точки зрения, ансамблево безукоризненным, содержательно насыщенным.
На мой взгляд эти условия были выполнены, несмотря на то, что как
Пуленк, так и
«Кармен-сюита» довольно-таки коварны в исполнительском плане: требуют исключительного по самоотдаче творческого напряжения и мастерства от музыкантов.
В
«Кармен-сюите» Толкачёвой рельефно, отчетливо, ярко были «прорисованы» все доминанты произведения и их драматическая бескомпромиссная схлестка – Страсть, Любовь, Ревность, Рок,
Жизнь, Смерть. И «делала» это Елена с каким-то заразительным упоением и … романтической воодушевленностью.
В общем случилась в исполнении оркестра Калининградской филармонии та «Карменсита», о которой мне довелось однажды написать:
Вихрем по сцене,
И страстью в оркестре,
Дикой свободой партер опален,
Жизнь – как арена,
Не по реестру,
А в перехлестьи – люблю, иль влюблен.
Истовость взгляда,
Неистовство зала,
Здесь, что ни шаг, то пространство борьбы,
В буйстве наряда,
Вся в черном и алом,
Рвется в зенит Карменсита любви.
Вольность первична для гордой цыганки,
Но обреченность в надломе руки …
Полностью –
здесь.
Одним словом,
«Кармен-сюита» Толкачевой – интересное, заразительное по энергетике и впечатляющее концертное событие.
Блистательное исполнение + великое потрясающее по мощи произведение, где удивительным образом переплелись судьбы героев Сюиты и их создателей – Кармен-Хозе-Тореро-Плисецкая-Щедрин. И конечно же
Жорж Бизе, чья гениальная опера на премьере провалилась и тем самым убила своего создателя. Композитор мучительно переживал фиаско оперы, умер через три месяца после её провальной премьеры.
Такие вот мысли навеяло исполнение «Кармен-сюиты» Камерным оркестром Калининградской филармонии и Толкачёвой, которое меня сопровождает и в сию минуту, когда набрасываю данную заметку. И это важно. Если «послевкусие» от концерта сопровождает тебя и день, и два, и три …, то концерт удался – он соответствовал самым высоким стандартам самой высокой – бессмертной – музыки!
Вообще в который раз считаю необходимым повторить – Город и филармония абсолютно обоснованно гордятся свои Камерным оркестром. Ну а с приходом Е. Толкачевой его почерк, его репертуар, его стилистика, его творческий облик в целом скорректировались под нового художественного руководителя и дирижера:
- стали более раскованнее, что ли;
- появилось больше эксперимента (к чему я крайне уважительно отношусь);
- возникла игровая составляющая в исполнительской практике оркестра.
Замечательно завершается концертный сезон 2024-2025.
А ведь впереди (20-го июля), предстоит еще одна встреча с Камерным оркестром Калининградской филармонии и главными «героями» вечера – блистательными Мастерами фортепианного исполнительского искусства
Александром Гиндиным и Анной Ушаковой.
И
представлено будет ими::
- И. С. Бах - Концерт для двух клавиров, струнных и Бассо континуо c-moll BWV 1060;
- И. С. Бах - Концерт для двух клавиров, струнных и бассо континуо C-dur BWV 1061.
Исполнители:
Камерный оркестр Калининградской областной филармонии имени Е.Ф. Светланова (художественный руководитель и дирижёр — лауреат международных конкурсов
Елена Толкачёва),
заслуженный артист России
Александр Гиндин (фортепиано), лауреат международного конкурса и Премии Калининградской области «Признание»
Анна Ушакова (фортепиано).
Владимир Янке – музыковед, поэт, продюсер.